Современное сближение науки с потребностями общества. Два примера на сближение наук

Призвание науки - добывать новые знания. Для этого нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений, необходимо «дум высокое стремленье».

Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т. п. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука.

Итак, наука - система знаний. Вспомните, что система - это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность. Главной задачей науки, ее «собственной задачей», отмечают ученые, является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки. (Вдумайтесь в содержание этого абзаца, обсудите положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи.)

О науке в современном смысле слова, полагает большинство исследователей, можно говорить начиная с XVII- XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы наблюдения и эксперимента. В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию. Английскому ученому А. Тойнби принадлежат крылатые слова: «сознание - мать технологии», наука и технология «обручились друг с другом и шагают вместе». Так наука начала реализовывать две свои основные функции: познавательную (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений) и практически-действенную (участие в преобразующей деятельности человека, общества). Соответственно этим функциям принято и членение существующих наук на фундаментальные и прикладные.

О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В начале XVIII в. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской.

Научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность - в устойчивую общественную и культурную традицию, а наука - в социальный институт. Всеобъемлющее развитие науки относится к XX в., к современности. Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути научно-технического прогресса (НТП). НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники. (Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние НТП на современное общественное развитие.)

Приведем некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.

Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки. Это, прежде всего, универсальность, Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в Галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование его психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, ее взаимодействие с другими областями культуры.

Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние науки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества.)

Другая черта науки - ее безграничность. «Наука,- говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр,- вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче».

Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.

Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединенный с талантом,- важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех проводимых исследований.

Признанным центром российской науки является Российская академия наук (РАН). В ее научных подразделениях трудятся свыше 110 тыс. человек. Нет ни одной сферы жизни человека, в деятельность которых РАН не внесла бы весьма ощутимого вклада - технико-экономического и гуманитарного.

НТП во многом базируется на достижениях научно-производственных центров, таких, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии, «Рубин», занимающийся вопросами сооружения подводного флота, и т. п.

Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний неизбежно,- писал видный отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев,- оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний...» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний».

Важнейшей особенностью большой науки является ее теснейшее сближение с потребностями развивающегося общества. Удовлетворить эти потребности может только наука, способная, говоря словами поэта, «услышать жизни зов». Так общество дает толчок, стимул к определенной научной деятельности.

В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества. Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.

Известна потребность общества и в энергетических ресурсах. Здесь научный поиск может привести к фантастическим результатам. Кукуруза вместо нефти - таков смелый и осуществляемый замысел. В США уже разработана биотехнология получения топливного спирта из стеблей кукурузы, которые фермеры прежде сжигали. Данная технология не только дешева, но, по утверждению ее создателей, позволяет надеяться на то, что через 25 лет четверть химической промышленности США может быть переведена на растительное сырье. (Опираясь на свои знания по ряду учебных предметов, назовите открытия последней четверти XX в., оказавшие серьезное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, на повышение качества жизни людей.)

Черты современной науки. Универсальность – наука исследует все стороны человеческой деятельности во всех сферах общественной жизни. Безграничность- появление самых различных научных школ, сочетание индивидуального и коллективного научного поиска. Дифференциация и интеграция исследований. Сближение науки с потребностями общества.

Слайд 8 из презентации «Современная наука» . Размер архива с презентацией 229 КБ.

Философия 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Мораль и нравственность» - Моральные требования и представления. Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль. Структура нравственной культуры личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Тенденции духовной жизни современной России. Религия. Мировые религии. Различия. Мораль. Мораль и право: общее и различия. Развитие норм морали. Нравственная культура личности. Вопросы происхождения морали.

«Человек и общество в философии» - Поблагодарим мудрую природу. Конфуций. Привычка - вторая натура. Философия научна, эстетична, моральна. Три круга философии. Отметим четыре основных положения. Платон. Любовь к мудрости. Результаты философской деятельности. Никто из нас еще не родился бессмертным. Снисходительность. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ. Древо философии. Рациональная отрасль духовной культуры. Женись, несмотря ни на что.

«Процесс познания» - Чувственное познание. Что такое познание. Интуиция. Разум. Виды знаний. Научное знание. Способы познания. Рациональное познание. Пути приобретения знаний. Познание мира.

«Особенности духовной жизни» - Ориентиры и цели. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Усвоение определенных ценностей. Ценности. Духовный мир человека. Классификация типов мировоззрения. Совесть. Понимание человеком мира. Человек как духовное существо. Моральные начала. Мораль. Религиозное мировоззрение. Научное мировоззрение. Патриотизм.

«Особенности социального познания» - Ниже приводятся четыре суждения и четыре рисунка. Социальное познание. Методы социального познания. Основные этапы урока. Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют. ? Проблема. Поработайте с источником информации. Цели по содержанию урока: Особенности социального познания. Описание социальных явлений Объяснение, выявление сущности социальных явлений. Информация к размышлению.

«Духовная жизнь личности» - Философы. В человеке всё должно быть прекрасно. Потребности духа. Моральные запреты. Представление о многообразии духовной жизни. Значение мировоззрения. Духовная жизнь человека. Духовные ориентиры личности. Духовный мир человека. Знания. Духовная жизнь. Мировоззрение. Самовоспитание. Классификация типов мировоззрения. Духовная культура.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.

Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)

Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)

Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.

(И. Земан.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики.

2. Два примера сближения наук:

Бионика - прикладная наука изучающая применение в технике структур, функций живой природы;

Математическая лингвистика. Применяет математические модели для изучения естественного языка с целью моделирования интеллектуальных процессов;

Геофизика - комплекс наук, исследующих физическими методами строение Земли;

Политическая социология. Находится на стыке социологи и политологии. Изучает взаимодействие личности, общества и государства.

Могут быть приведены другие примеры сближения наук.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

«Наука в современном мире» - Наука в современном обществе. Специализированные объединения людей. Сфера (области) деятельности учёных. Принцип свободы. Основные ценности. Сущность понятия. Ответственность. Суждения о свободе совести. Понятия. Нравственные принципы труда учёного. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы.

«Когнитивная теория» - Преимущества сетевой архитектуры. Общие допущения. Теория информации. Принципы архитектуры компьютера. Общий решатель задач. Ренессанс коннекционизма. Символьные и нейросетевые модели. Основы модульного подхода к познанию. Материалы к курсу. Основные подходы в когнитивной науке. Джерри Фодор. Обучение нейронной сети.

«Эстетика в науке» - Формирование эстетического отношения к науке. Красота. Гончаров. Необычность вопроса. Учащиеся. Научный поиск. Знания, приобретенные на уроках. Учитель. Эстетические минутки. Академик А. И. Китайгородский.

«Наука и творчество» - Закономерности науки как результата. Сбор информации. Генрих Альтшуллер о ТРИЗ. Человеческий мозг. Методы эвристики. Смысл творчества. Гирлянда ассоциаций. Художественное творчество. Понятие науки. Что такое «смысл». Функции науки. Семь принципов мышления прорыва. Закономерности развития науки. Опоры творчества.

«Философия науки и техники» - Две крайние позиции. В истории развития общества складываются два основных образа. Н.А. Бердяев. Методологическая рефлексия. Исключительное право. Техника - это совокупность артефактов. Рациональное обобщение в технике. Методология технических наук. Эволюция образов техники. История науки и техники.

«Предмет науки» - Развитие науки, ее возросшая роль в социокультурной жизни общества. План изучения новой темы. Сплав высоких моральных категорий. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией. Наука. Схема перехода от идеи до конечного продукта. Функции науки. Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет.

Всего в теме 27 презентаций

Каждый день мы сталкиваемся с проезжающим автомобилем, самолетом в небе или яркой вывеской гипермаркета. Еще 100 лет назад такое вряд ли было возможным, но технологический прогресс приносит свои плоды. Влияние современной науки на повседневную жизнь человека достаточно велико, хотя мы иногда даже не замечаем колоссальные сдвиги , которые приносит очередное открытие. Сегодня речь пойдет о роли научной мысли в , ее влиянии, положительных и негативных факторах развития.

Основополагающие понятия

сфера человеческой деятельности, призванная систематизировать, генерировать объективные знания об окружающем пространстве. Основой этого направления является6 сбор фактов, обновление имеющихся, проверка достоверности, наблюдение за явлениями природы и общества, прогнозирование на макро- и микроуровнях. Обеспечение взаимосвязи образования и НИИ в современном обществе – приоритетная задача для лучших умов человечества.

Сообщество – совокупность людей, задействованных в научных изысканиях. Они признают авторитетность гипотез, а не властного характера.

Важнейшая задача неформальных групп – генерация новых теорий, проверка достоверности имеющихся, поддержка системы образования, изучение влияния науки на общество.

Ученый – высокоинтеллектуальный человек, посвящающий себя формированию научной картины мира.

Его деятельность не только полезна обществу, но и признается всем сообществом, создает ореол авторитетности. Основой признания человека, как ученого, считается публикация работ в известных научных изданиях, выступления на конференциях, развитие этических и моральных принципов.

Важно знать! Влияние науки на общество менялось на протяжении веков, но всегда приносило плоды в виде изобретения новых технологий.

Вашему вниманию предлагается небольшая справка об историческом становлении научной мысли.

Сквозь историю былых эпох

С появлением письменности происходит эмпирическое изучение окружающего пространства, улучшение образования и науки в современном понимании. Предшественниками первых ученых были мыслители Древней Греции и Рима. Они размышляли о сущности тех или иных предметов, выдвигали классификации знаний.


Значение науки в XVI-XVII веках
претерпевает изменения. Историческое развитие позволило отойти от развития техники и технологий.

Новое направление стало независимым институтом, который оказывал влияние на социальную, и культурную сферу деятельности человека.

Экспериментальным путем доказаны многие теории, приведшие к формированию открытий, возросло количество научных сотрудников.

Значимые черты современной науки были заложены в XIX-XX веке, характеризуются экстенсивным и революционным периодами. Несколько раз менялась структура, принципы и подходы к познанию явлений природы, дифференциация и интеграция смежных дисциплин.

Отличительные особенности и признаки

Как и любой вид деятельности в современном обществе, научная деятельность имеет ряд черт, примеры которых характеризуют ее наилучшим образом:

  • универсальность – любое научное знание проверяется экспериментальным путем, обосабливается, систематизируется, обновляется с течением времени. В мире не существует предмета, который был бы не подвластен научной мысли;
  • безграничность – роль научных исследований в современном обществе не имеет границ. Она вечна в изучении окружающего пространства, неизмерима глубока, перечень задач стремится к бесконечности. Пройдут миллионы лет, прежде чем ученые скажут, что они изучили все;
  • дифференцированность – деление общей структуры на множество составных частей – вполне нормальное явление. Сегодня насчитывается более 15 тысяч дисциплин, каждая из которых сфокусирована на решении уникальной задачи;
  • объединение – смежные направления в процессе развития могут слиться, чтобы быть полезными человеку. Процесс деления и слияния бесконечен;
  • огромные объемы знаний – сегодня не существует ученого, обладающий всей полнотой познаний. Это, с одной стороны, прекрасно, ведь человек специалист в узкой области. Другая сторона медали – множество индивидуалистов смещает вектор научного познания в целом;
  • сближение – потребности мирового сообщества диктуют пути развития познавательной деятельности. Важен прогресс, который призван облегчить жизнь человека, улучшить материальное состояние каждого жителя планеты.

Важно знать! Преимущества, которые дают нам познания – ничто по сравнению с ущербом, наносимым технологическим процессом. Каждое современное исследование или открытие оценивается миллионами долларов и оставляет загрязненную экосистему вокруг экспериментального центра.

Функциональные особенности

На умственный потенциал ученых возложена священная миссия по удовлетворению следующих потребностей:

  • культурно-мировоззренческой, позволяющей сформировать научное представление о каждом явлении . Человек пытается из разрозненных фрагментов выстроить целостную систему, во всей ее многообразности;
  • познавательно-объяснительной, так называемого «рулевого колеса» производительной силы мирового общества. Важность развития науки объясняется потребностями усовершенствования материально-технического оснащения промышленности, внедрением новых производственных процессов;
  • прогностической, занимающейся разработкой планов («пятилеток») дальнейшего развития общества, культурных процессов. Формирование программ экономического роста дает нам надежду на светлое будущее.

Практическое значение

Многие спорят, какие преимущества дает наука современному обществу, оправданно ли использовать сырьевую базу для сомнительных исследований. Скажем откровенно – да. И сейчас вы поймете, почему мы ответили так утвердительно. Итак, вашему вниманию перечень примеров , ставших возможными благодаря изысканиям ученых:

  1. Изобретение телефона привело к резкому скачку обмена информацией и повышению коммуникации человечества.
  2. Энергетика, получив более технологичное оборудование, обеспечивает электроэнергией весь земной шар.
  3. Промышленность выпускает широкую номенклатуру деталей и приспособлений, востребованных в других сферах деятельности.
  4. Современной медицине подвластны практически все известные заболевания. Инновационные технологии позволяют выращивать новые ткани и .
  5. Особенности современной науки играют ключевую роль в освоении космоса. В будущем это решит демографическую проблему глобального масштаба.
  6. Всемирная Паутина – средоточие всех знаний человечества. Объединяет слои населения, увеличивает информационную осведомленность граждан.
  7. Общество под влиянием научной деятельности стало более образованным. Рациональное мышление позволяет с пониманием смотреть на окружающий мир.
  8. Рост численности населения – яркое свидетельство роста благосостояния человечества. Улучшение качества жизни стимулирует высокие показатели рождаемости , хотя бесконтрольность этого процесса вызывает опасения уже сейчас.

Все ли изыскания нам полезны


Роль науки в современном обществе
претерпела изменения. Идеалом ученых прошлого было служение всему человечеству, облегчение жизни каждого.

Поиском «золотой середины» между деструктивностью и пользой занимались не один год. Но ситуация сегодня заставляет задуматься. Вековые ценности общества стали истлевать, переменилось отношение к человеческим порокам.

Прелюбодеяние, продажа своего тела и употребление наркотиков считается «реалиями современной жизни».

Избавление от каждодневного умственного труда негативно сказывается на интеллекте среднестатистического человека (и так понятно, почему). Минимализация физических телодвижений облегчает жизнь, но ведет к деградации организма и генофонда. Однако все не так печально, большинство жителей нашей планеты – сознательные «homo sapiens» , понимающие важность личностного и умственного развития. Каждый должен решить для себя, полезны ли ему все достижения современной науки.

Влияние на образование

Два этих понятия нерушимы в своем единстве. Как формируется научная мысль? Под воздействием знаний, полученных путем образовательного времяпровождения.

Основы понимания окружающего мира закладываются со школьной скамьи, поэтому взаимосвязь образования с исследовательской деятельностью очевидна. Как не может простой обыватель сформулировать теорию без знаний, так и умственный труд невозможен без поддержки печатных источников.

Создание учебных пособий, справочников и научной литературы – призвание ученого сообщества. С помощью буквенного набора можно донести «высокие материи» до рядового жителя Земли, популяризировать и усилить роль науки в современном обществе.

Важно знать! Проблема взаимоотношения ученого сообщества с человечеством очень важна. Свобода ведения исследований чревата появлением новых технологий, используемых во вред обществу. Поневоле подумаешь, а все ли достижения так помогли нам…

Решение экологических проблем

Как ни парадоксально, но особенности современной науки, стимулируя технологический прогресс, уничтожают .

Вместе с тем, ведется работа по уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу, «чистые» программы обязывают найти альтернативные источники энергии.

Почему важно развитие новых технологий.

К примеру, переработка накопившихся промышленных отходов – приоритетное направление, позволяющее сохранить имеющиеся ресурсы Земли.

Значение науки в этом вопросе трудно переоценить.

Роль и место науки в современном мире

Значение науки в современном обществе

Вывод

В любом случае для человечества важно развитие науки . Несмотря на вопли критики, без инновационных технологий не удастся решить глобальные проблемы, вывести человечество на космические просторы.

Несмотря на деструктивных характер воздействия на природу, изыскания помогут спасти ее от полного краха. Ученое сообщество должно задуматься о той миссии, которая возложена на плечи каждого научного сотрудника.