Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения «Сложные предложения с разными видами связи»
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ОГЭ
В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Разработала:
Камышова Юлия Минияровна
Учитель русского языка
и литературы
МБОУ ОСОШ с. Михайловка
Приморского края
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Тип урока: урок контроля знаний учащихся.
Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся по теме «Сложносочиненное предложение».
Задачи:
Проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение»;
Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Развивать самостоятельность в проведении контроля, самоконтроля;
Воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чтение учителем текста диктанта.
Наступление на тайгу
1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.
5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение - и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.
10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники - полотняный городок.
(По В. Ажаеву.)
Грамматическое задание:
1 вариант
1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость». .
2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе -ЕНН- пишется НН» .
3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , управление
5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.
6)Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением.
7) Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
2 вариант
1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .
3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
4) Замените словосочетание « снежной пылью » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.
6) Среди предложений 7-9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям. Напишите номер этого предложения.
8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.
III. Запись учащимися текста под диктовку.
IV. Проверка записанного текста.
V. Выполнение грамматических заданий.
VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.
VII. Итог урока.
Учащиеся сдают тетради учителю.
ОТВЕТЫ
1 ВАРИАНТ Прибрежной Утренний Наклонились Полосе у берега Строители расположились 2,4 | 2 ВАРИАНТ Расчищать Подломленные Большим, огромным Пылью из снега Почувствовалось присутствие 10,12,13 |
Контрольные диктанты
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
I
В Подмосковье есть у меня заветное место - лесная поляна вдали от дорог.
Особенно хорошо здесь ранней осенью. На рябину прилетают кормиться
дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, и самое главное - осенью
сюда приходят лоси. Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда
вижу тут двух-трех лосей. Однажды все прояснилось: они приходили
пожевать яблоки. Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном
брошенный сад. Неизвестно, кто и когда забыл посаженный сад. Деревья в
нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. Охотников
до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было, но однажды, присев
на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я
приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал
яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.
Такие картины
память наша хранит как лекарство на случай душевной усталости. Сколько
раз после трудового дня я приходил в себя и, успокоенный, засыпал,
стоило только закрыть глаза и вспомнить рябины со снующими в них
дроздами, запах грибов и двух лосей, жующих кислые яблоки... (165 слов)
(По В. Пескову)
II
Стало свежо и сыро; мы плотнее закутались в плащи. Дремота начала
одолевать нас, но слух оставался по-прежнему чутким: шевелился ли
кто-нибудь из товарищей, гребцы ли сдержанным шепотом перекидывались
словами - глаза тотчас же открывались, как будто сами собой.
С час
мы плыли таким образом, как вдруг были выведены из полусонного состояния
новым сильным ревом. Олень стоял на этот раз шагов за сто от нас, на
самом берегу. Еще минута - он тяжело бухнулся в воду.
- Гребите,
ребята! - шепнул Степан, и длинное весло его с силой погрузилось в воду,
направляя лодку к правому берегу, куда должен был выйти олень.
Гребцы налегли на весла, и лодка полетела, а мы, схватив ружья, вперили
глаза в темень, стараясь разглядеть что-нибудь. Но как ни старались
гребцы, как неутомимо ни управляли тяжелыми веслами жилистые руки
Степана, мы не поспели. Шагах в двадцати от нас олень с шумом выпрыгнул
на берег, так что отбросанные его копытами куски земли попадали в воду и
брызги полетели. И долго еще прислушивались мы к треску камыша,
ломающегося под ногами скачущего животного... (167 слов)
(И. Бильфельд)
III
Однажды утром я вышел на крыльцо и в изумлении замер: вчерашняя черная
земля за ночь стала золотой. Бледно-желтый свет поднимался от земли,
засыпанной листьями.
Начиналось бабье лето. Дни как бы сделались
светлее и чище. Воздух, трава, сухие ветки - все затянулось цепкой
паутиной, которая тянулась с запада на восток (так дуют осенние ветры), и
каждое утро тысячи маленьких паучков, как сказочные ткачи, покрывали
всю землю своей пряжей.
Ледяное небо по ночам блистало созвездиями:
Сириус сверкал в глухой воде озер, как синий алмаз; Сатурн подымался над
безмолвием сосновых боров в осенние сумерки; Юпитер закатывался в
лугах, за Окой, где уже вяли травы и почернели брошенные и ненужные
осенью сенокосные дороги. Иногда в полночь робкий дождь перешептывался в
саду с листвой. Я выходил на порог, прислушиваясь к сонному бормотанию
дождя, и жалел милых друзей, оставшихся в Москве, потому что они не
могли наслаждаться этой картиной.
Ночью мне снилась зеленая вода,
покрытая листьями лип и берез. Внезапно листья оживали, превращаясь в
золотых плоских рыб, и с плеском и брызгами разлетались по воде,
испуганные отражением бледного солнца. (172 слова)
(По К. Паустовскому)
IV
Семья Раевских переживала счастливые моменты жизни: прославленный
генерал Раевский, счастливый отец и обаятельный собеседник, был полон
сил и энергии; сыновья, чьи имена прогремели на всю Россию, готовились к
великому будущему; прелестные, хорошо образованные и умные дочери
вносили атмосферу романтической женственности. То, что ждало семью в
будущем: горечь от неудавшейся жизни баловня семьи - старшего сына
Александра, героическая и трагическая судьба Марии, смерть самого
генерала, не выпустившего до последней минуты из рук портрета дочери,
уехавшей в Сибирь вслед за мужем-декабристом, - все это и отдаленно не
приходило в голову участникам этого веселого путешествия. Здесь
господствовала та обстановка взаимной любви, которой Пушкин, по его
собственным словам, никогда не наслаждался и которой так жаждал. Пушкина
приняли в этот круг как члена семьи, как своего. Девочки-дочери были
моложе его и тоже рвались чувствовать себя взрослыми, да и в самом
генерале было много той детской простоты, которая бывает в действительно
умных людях. Мир Раевских привлекал Пушкина любовью и счастьем.
Пребывание поэта в семье Раевских, несмотря на его краткость (всего
несколько недель), сыграло огромную роль в жизни и в поэзии Пушкина.
(185 слов)
(По Ю. Лотману)
V
Густые тучи, скрывавшие
небо, плыли так низко, что почти касались голов путешественников,
которые двигались точно по невысокому, но широкому коридору с черными
стенами и серым потолком. Везде, где уклон дна долины становился круче,
поверхность дна превращалась в ледопад, разбитый многочисленными
трещинами и представлявший нагромождение ледяных глыб, по которым
приходилось перетаскивать нарты 3; люди и собаки выбивались из сил и в
течение дня проходили какие-нибудь десять - двенадцать километров такого
нелегкого пути. Погода становилась пасмурной. Южный ветер нес невысокие
облака, скрывавшие гребни отрогов; их черные склоны окаймляли неровную
поверхность ледника, по которой с трудом пробирались нарты. В трудных
местах приходилось разгружать их и переносить багаж на руках.
Наконец к вечеру третьего дня выбрались на перевал, который достигал
почти полутора тысяч метров над уровнем моря и представлял собой снежную
равнину. Гребень хребта был сплошь покрыт серыми тучами, мчавшимися на
север, и экспедиция двигалась все время в легком тумане, расстилавшемся
по окрестным местам. Все были раздосадованы этим обстоятельством, потому
что при хорошей погоде вид с хребта был бы превосходный. (164 слова)
(По В. Обручеву)
VI
Деревня была где-то за лесом. Если идти в нее по большой дороге, нужно
отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь
урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит,
успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя
среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки,
забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и
кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
Но вот вместе с
листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в
снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.
Осенний день как свеча: тлеет-тлеет тусклым огнем и угаснет. На лес
наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.
Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше
рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на
дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.
Мокрый снег напоил
влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом
рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем
рядом. (168 слов)
(По Л. Фролову)
Тема:
бессоюзные предложения».
Н-нн в прилагательных;
Постановка знаков препинания:
Запятая в ССП;
Запятая в СПП;
Умение озаглавливать текст;
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 9 класс. Контрольный диктант по теме "Бессоюзное предложение"»
Урок русского языка. 7 класс.
Тема: Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Цель: проверить соответствие знаний, умений и навыков учащихся требованиям учебной программы на конец третьей четверти по теме «Сложные
бессоюзные предложения».
Проверяемые безударные гласные в корне слова;
Непроверяемые безударные гласные;
Правописание окончаний существительных;
Написание о- после шипящих и ц;
Н-нн в прилагательных;
Написание производных предлогов
Постановка знаков препинания:
Запятая в ССП;
Запятая в СПП;
Запятая при однородных членах предложения;
Запятая при причастном и деепричастном оборотах.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:
Умение озаглавливать текст;
Определять смысловые отношения между частями в БСП;
Делать синтаксический разбор словосочетаний;
Синтаксического разбора предложения
Тип урока: урок контроля знаний.
Ход урока.
I. Подготовительный этап.
1. Психологическая подготовка.
2. Оргмомент.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Короткий инструктаж.
Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не
один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь
урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки,
забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником
поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.
Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.
Осенний день как свеча: тлеет–тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не
видно; не знаешь, куда идти.
Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.
Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.
(168 слов) (По Л. Фролову)
Грамматическое задание.
1. Озаглавить текст диктанта.
2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.
3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:
в 1, 2 абзацах - 1-й вариант в остальном тексте - 2-й вариант
4. Сделать синтаксический разбор предложения:
Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна . - 2- вариант
4. Осознание содержания учащимися.
5. Проверка осознания.
6. Самостоятельная работа учащихся.
III. Заключительный этап.
1. Организация эмоциональной и качественной рефлексии.
Контрольный диктант по теме: "БСП" 9 класс
(1) Обида – это такой маленький зверёк. (2) С виду он совсем безобидный. (3) Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. (4) Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. (5) А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится плачевно…
(6) Зверёк этот очень маленький и юркий, он очень быстро может проникнуть в тело человека. (7) Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. (8) Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!»
(9) Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. (10) Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… (11) А обиде всё равно не нравится в человеке. (12) Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… (13) Такой вот непутёвый зверёк. (14) Да и человек тоже непутёвый… (15) Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… (16) А зверёк-то голодный, кушать ему хочется… (17) Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… (18) И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… (19) Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… (20) Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…
(21) И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! (22) Пусть себе живёт в своё удовольствие! (23) И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.
(24) Обида – это такой маленький зверёк…(25) Если вдруг поймаешь ненароком, отпусти её, пусть себе бежит!
Грамматическое задание:
Выполните синтаксический разбор предложения 2, 9, выпишите словосочетания с разными видами связи и разберите их. (задание в тетради)
Задания на бланке
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему люди не ходят отпускать обиду?"
1. Разучились понимать себя и друг друга.
2. Постоянно думают о ней
3. Люди непутевые, зверек тоже.
4. Стремятся одомашнить и приручить зверька.
3.Укажите номер предложения, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм?
4. Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от рядом стоящего согласного .
5. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к прошедшему времени
6. Замените слово ненароком из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
7. Замените словосочетание чувствует не понимая (предложение 18), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание
8. Выпишите грамматическую основу предложения 22
9. Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер
10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Может, 1 лучше назад взять, 2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте, 3 ребята, 4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку я мог бы написать дома, 5 а сейчас пишу на большой перемене.
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.
12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– Уже? – удивился Одинцов, 1 вытирая шарфом мокрое, 2 разгорячённое лицо. Я и эту-то наспех писал, 3 когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю минуту, 4 потому что торопишься и ничего толком не думаешь.
13. Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение
(-я) с бессоюзной связью . Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий ).
14. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения.