Управляемый депозит налоговый агент. Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. При этом налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном законодателем для уплаты налога налогоплательщиком (пункт 4 статьи 24 НК РФ).

Под определение « », применительно к налогу на прибыль организаций, подпадают российские юридические лица, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (пункт 4 статьи 286 НК РФ). Кроме того, хотя это прямо не указано в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, налоговыми агентами следует признать и индивидуальных предпринимателей, совершающих операции, при которых налог подлежит удержанию у источника выплат. Это следует из общего правила, предусмотренного статьей 24 НК РФ), поскольку в отношении налога на прибыль для указанной категории лиц не предусмотрено освобождения от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Согласно статье 24 НК РФ обязанностью налогового агента является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление в бюджеты соответствующих налогов, то есть обязанностью налогового агента является не уплата налога, а удержание и перечисление в бюджет соответствующего налога. Фактически это означает, что налоговый агент в предусмотренных законодательством случаях исполняет не свою обязанность по уплате налога (то есть не выступает в качестве налогоплательщика), а обязанность другого налогоплательщика.

В случаях, когда указанные лица выплачивают иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, доходы, не связанные с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, такие доходы относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль у источника выплаты (пункт 1 статьи 309 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 309 НК РФ следующие ви ды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:

1) дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;

2) доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 43 НК РФ);

3) процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации, в том числе:

Доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов;

Доходы по иным долговым обязательствам российских организаций, не указанным в абзаце втором настоящего подпункта;

4) доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта;

5) доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;

6) доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;

8) доходы от международных перевозок.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;

9) штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств;

10) иные аналогичные доходы.

Следует обратить внимание, что указанный перечень не закрыт и подлежит расширительному толкованию, что связано с наличием в нем понятия «иные аналогичные доходы».

Вместе с тем, не являются налоговыми агентами по налогу на прибыль организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие иностранной организации доходы, связанные с осуществлением ею предпринимательской деятельности в России. Это обусловлено пунктом 2 статьи 309 НК РФ, согласно которому доходы иностранных организаций от продажи товаров или иного имущества, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации (то есть доходы от предпринимательской деятельности), не приводящие к образованию постоянного представительства, обложению налогом у источника выплат не подлежат.

Пример.

Организация в мае 2005 года уплатила иностранной компании за поставленные товары сумму в размере 100 000 рублей.

В данном случае, организация выплатила доход иностранной организации от реализации товаров, то есть от осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации, он налоговым агентом не признается.

Общие правила исчисления, удержания и уплаты налога налоговым агентом установлены статьей 309 НК РФ, и заключаются в следующем:

· исчисляется исходя из суммы, которая должна быть выплачена иностранному лицу. Исключение составляют случаи, когда выплачиваются доходы от реализации акций и недвижимого имущества;

· обычная ставка налога на прибыль по доходам, выплачиваемым иностранным лицам, - 20%. Из этого правила тоже есть исключения. Оно не действует при выплате дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также доходов от сдачи в аренду (субаренду) недвижимого имущества и от международных перевозок (пункт 2 статьи 284 НК РФ);

· сумма налога на прибыль при выплате любых доходов иностранным лицам зачисляется в федеральный бюджет (пункт 6 статьи 284 НК РФ) (рекомендуем контролировать КБК, указанный в платежном поручении);

· соответствующая сумма налога на прибыль удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате дохода (пункт 5 статьи 286 НК РФ);

· сумма удержанного налога перечисляется в бюджет в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией (пункт 2 статьи 287 НК РФ). Но это правило не применяется в отношении дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

· налоговая база по доходам иностранной организации и удерживаемая сумма налога исчисляются в валюте, в которой получает доходы. При этом расходы, произведенные в другой валюте, исчисляются в той же валюте, в которой получен доход по официальному курсу (кросс – курсу) Центрального банка Российской Федерации на дату осуществления таких расходов (пункт 5 статьи 309 НК РФ);

· сумма налога, удержанного из доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на дату перечисления налога (пункт 1 статьи 310 НК РФ);

· по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов, налоговый агент представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (пункт 4 статьи 310 НК РФ).

Пример.

Российская организация начислила доход иностранной организации, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, в сумме 100 000 рублей.

Предположим, ставка налога на прибыль по данной операции составила 20%.

Сумма налога на прибыль, подлежащая удержанию из доходов налогоплательщика – иностранной организации и перечислению в бюджет:

100 000 рублей х 20% / 100% = 20 000 рублей.

Сумма дохода, подлежащая выплате иностранной организации:

100 000 рублей – 20 000 рублей = 80 000 рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производится по всем видам доходов, указанным в пункте 1 статьи 309 НКРФ, за исключением нескольких случаев. Эти случаи, когда налоговый агент не исчисляет и не удерживает налог, предусмотрены в пункте 2 статьи 310 НК РФ.

Российская организация, будучи налоговым агентом, вправе не удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации в случае, если деятельность этой иностранной организации в Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства в целях налогообложения и выплачиваемый доход относится к постоянному представительству. Это следует из положений пункта 2 статьи 310 НК РФ.

Для правомерного неудержания сумм налога налоговому агенту согласно пункту 2 статьи 310 НК РФ необходимо иметь в распоряжении следующие документы:

· уведомление, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации;

· нотариально заверенную копию свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленную не ранее чем в предшествующем налоговом периоде.

Налоговый агент вправе не удерживать налог с доходов, выплачиваемых иностранной организации, в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации.

Необходимым условием для неудержания сумм налога налоговым агентом является наличие у него подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения.

Указанное подтверждение в соответствии с пунктом 1 статьи 312 НК РФ иностранная организация должна представить выплачивающему доход налоговому агенту. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Документ должен быть заверен компетентным органом соответствующего иностранного государства.

В случае отсутствия у налогового агента, выплачивающего доход иностранной организации, подтверждения того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, налог на доходы от источников в Российской Федерации с доходов этой иностранной организации от использования прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии со статьями 310 и 284 НК РФ облагается налогом.

Согласно пункту 2 статьи 287 НК РФ, пункту 1 статьи 310 НК РФ налоговый агент обязан перечислить сумму налога, удержанного с доходов иностранной организации, в доход федерального бюджета в течение трех дней после дня выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией либо в валюте выплаты дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.

В соответствии со статьями 24, 289 и 310 НК РФ налоговые агенты обязаны в сроки, установленные законодательством, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов и указанные в статье 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения.

Форма Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России 19 декабря 2003 года №БГ-3-23/701@ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов и внесении изменений и дополнений в инструкцию по ее заполнению». Инструкция по заполнению формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 3 июня 2002 года №БГ-3-23/275 «Об утверждении Инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов».

В случае применения положений международных договоров Российской Федерации налоговый агент не освобождается от обязанности представления в налоговые органы по окончании отчетного (налогового) периода налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Как установлено пунктом 2 статьи 285 НК РФ, для налогоплательщиков – организаций, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, отчетными периодами признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

С учетом вышеизложенного налоговые агенты, исчисляющие авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, составляют налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в отношении выплат, произведенных в течение месяца, и представляют его в налоговые органы по месту своего нахождения по истечении месяца, двух месяцев, трех месяцев и так далее до окончания соответствующего календарного года, в том числе по окончании последнего в налоговом периоде отчетного периода. При этом налоговый расчет нарастающим итогом с начала года не составляется.

Пунктом 2 статьи 312 НК РФ предусмотрено, что для возврата ранее удержанного у источника выплаты налога иностранные организации – получатели дохода представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента заявление по форме, установленной МНС России.

Формы заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных с доходов от источников в Российской Федерации, утверждены Приказом МНС России от 15 января 2002 года №БГ-3-23/13 «Об утверждении форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации». Инструкции по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов от источников в Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 20 мая 2002 года №БГ-3-23/259 «Об утверждении инструкций по заполнению форм заявлений иностранной организации на возврат сумм налогов, удержанных у источника выплаты в Российской Федерации».

Заявление может быть подано в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход. Указанная норма НК РФ применяется в отношении доходов, выплаченных с 1 января 2002 года.

Для удобства налогоплательщиков ими могут использоваться формы заявлений с подстрочным переводом на иностранный язык. Образцы таких форм заявлений в электронном формате размещены на Интернет-сайте ФНС России.

При поступлении заявления в налоговый орган по месту постановки на учет лица, выплатившего доход иностранной организации и удержавшего налог (налогового агента), на экземплярах заявления, предназначенных для данного налогового органа и заявителя, проставляются отметки о получении с подписью уполномоченного должностного лица и печатью (штампом) вышеупомянутого налогового органа.

Экземпляр заявления, предназначенный для заявителя, с отметкой налогового органа о получении возвращается заявителю или его уполномоченному представителю.

После проверки соответствия сведений, указанных в заявлении, фактическим данным и положениям соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения СССР (Российской Федерации) с конкретным иностранным государством, руководитель (его заместитель) налогового органа по месту постановки на учет налогового агента принимает решение о возврате соответствующих сумм налогов иностранной организации, о чем делается отметка в разделе 6 экземпляра заявления, предназначенного для налогового органа по месту постановки на учет лица, выплатившего доход и удержавшего налог, - налогового агента.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

учредители управления физ лица заключили договор доверит управления с ООО. как будет исчисляться НДФЛ у физ лиц? кто должен определить сумму для НДФЛ? и будет ли являться налог на имущество по зданию расходом при исчислении НДФЛ? управление имуществом. налог на имущество расход физ лиц или нет?Письма Минфина РФ от 09.10.2015 № 03-04-06/57967 и от 20.06.2016 № 03-04-06/35802 клиента не удовлетворили: "письмо имеет только разъяснительный характер. мне точно нужно"

Организация - доверительный управляющий, признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу - учредителю управления. На доверительного управляющего возлагается обязанность по перечислению в бюджет НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов физического лица. Налогообложению подлежит доход, непосредственно выплачиваемый доверительным управляющим учредителю управления по договору. Расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению, содержанию и эксплуатации объекта доверительного управления, включая вознаграждение доверительного управляющего, учитываются при определении подлежащего налогообложению дохода. Налог на имущество в расходах не учитывается.

Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Как предпринимателю учесть налог на имущество при налогообложении

Порядок учета налога на имущество зависит от системы налогообложения, которую применяет предприниматель.

ОСНО

При расчете НДФЛ предприниматель на общей системе налогообложения может уменьшить доходы, облагаемые по ставке 13 процентов (за исключением дивидендов), на профессиональные налоговые вычеты (п. 3 ст. 210 НК РФ). В состав этих профессиональных вычетов могут быть включены суммы налогов и сборов, уплаченные в бюджет (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Налога на имущество физических лиц включается в состав профессиональных вычетов только в части имущества, непосредственно используемого при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом налог на имущество, начисленный на жилые дома, квартиры, дачи и гаражи, не принимается к вычету при определении налоговой базы по НДФЛ.

Таким образом, доверительный управляющий, признаваемый налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых по договору доверительного управления имуществом учредителям управления - физическим лицам, обязан исчислить, удержать с указанных доходов физических лиц и перечислить в бюджет НДФЛ.

На основании пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ доверительный управляющий обязан удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов учредителей управления при их фактической выплате.

Налогообложению подлежит доход, непосредственно выплачиваемый доверительным управляющим учредителям управления по договору доверительного управления имуществом.

Расходы доверительного управляющего, связанные с ведением деятельности по доверительному управлению и содержанию объекта доверительного управления (коммунальные платежи, вознаграждение доверительного управляющего), учитываются доверительным управляющим при определении подлежащего налогообложению дохода учредителя управления - физического лица.

Следовательно, доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ, с которого управляющим - налоговым агентом удерживается налог, является арендная плата за вычетом вознаграждения доверительного управляющего и расходов на содержание имущества.»

В.А. Полянская, экономист
М.Н. Ахтанина, юрист

Агент иностранца по налогу на прибыль

С каких доходов иностранной организации нужно исчислить и удержать налог, как это сделать и как отчитаться

Внимание

Даже если ваша организация применяет специальные налоговые режимы (УСНО, ЕСХН, ЕНВД), она может стать агентом иностранной организации по налогу на прибыльп. 2 ст. 275 , п. 3 ст. 275 , пп. 4, 5 ст. 286 , ст. 310 , п. 4 ст. 346.1 , п. 5 ст. 346.11 НК РФ .

Плательщиками налога на прибыль, кроме российских организаций, являются иностранные организации, получающие доходы от источников в РФп. 1 ст. 246 НК РФ . И если ваша организация выплатила доход иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в РФ, вполне вероятно, что ей придется выступить в роли налогового агентап. 1 ст. 24 , пп. 2, 2.1 ст. 275 , п. 4 ст. 286 НК РФ . Причем независимо от применяемого режима налогообложения. То есть вам нужно будет удержать с дохода иностранного контрагента и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на прибыль.

А станете вы налоговым агентом или нет, зависит от вида выплаченного дохода.

Облагаемые доходы иностранной организации

Для удобства мы показали их в таблице.

Вид дохода Максимальная налоговая ставка*, %
Дивидендыподп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ 15подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ
Доходы от распределения прибыли или имущества организаций, в том числе при их ликвидации или выходе участника из ОООподп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Проценты по долговым обязательствам любого видаподп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, в частности:
  • лицензионное вознаграждение (роялти)п. 5 ст. 1235 ГК РФ ;
  • платежи по договору коммерческой концессии (франчайзинга)п. 1 ст. 1027 ГК РФ
20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Отметим, что, по мнению Минфина, российским налогом на прибыль такие платежи облагаются, даже если само право пользования объектами интеллектуальной собственности будет использоваться за пределами РФПисьмо Минфина России от 14.05.2010 № 03-08-05
Доходы от продажи исключительных прав не подлежат налогообложению у источника выплатп. 2 ст. 309 НК РФ
Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций, за исключениемподп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ ; п. 7 ст. 2 , ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 07.06.2011 № 132-ФЗ :
  • акций, признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг в соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ;
  • ценных бумаг, а также производных от них финансовых инструментов, реализованных на иностранных биржах через иностранных организаторов торговли
20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося на территории РФподп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества (за исключением морских или воздушных судов, транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках), используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций (за вычетом возмещаемой стоимости лизингового имущества)подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских или воздушных судов, транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозкахподп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ 10подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ
Доходы от международных перевозок, если пункт назначения или отправления находится на территории РФподп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ 10подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ
Экспедиторские услуги не относятся к перевозкам, поэтому доходы от них не облагаются российским налогом на прибыльПисьма Минфина России от 19.11.2010 № 03-08-05 , от 11.10.2010 № 03-08-05 ; Письма УФНС России по г. Москве от 14.05.2010 № 16-15/050709@ , от 28.10.2009 № 16-15/112945 ; Постановление ФАС ВСО от 25.05.2011 № А19-19549/10
Штрафы и пени за нарушение договорных обязательствподп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ 20подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

* Международными договорами (соглашениями об избежании двойного налогообложения) могут быть установлены пониженные ставки налога на прибыль или может предусматриваться вообще освобождение конкретных доходов от налогообложения на территории РФст. 7 НК РФ .

О том, как рассчитывать налог с дивидендов и как заполнять декларацию по налогу на прибыль, читайте:

Кроме того, в НК РФ сказано, что налогом на прибыль также облагаются «иные аналогичные доходы»подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ . Однако что следует понимать под этим, в Кодексе не разъясняется. Можно выделить три позиции, сформировавшиеся в правоприменительной практике по этому вопросу.

ПОЗИЦИЯ 1. Это любые доходы, полученные от источников в РФ, не связанные с деятельностью постоянного представительства иностранной организации и не относящиеся к доходам от продажи имущества, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг на территории РФ п. 2 ст. 309 НК РФ ; п. 1.1 разд. II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150 (далее - Методические рекомендации) . Этот подход позволяет контролирующим органам относить к доходам, аналогичным перечисленным в п. 1 ст. 309 НК РФ:

  • выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхованияПисьма Минфина России от 11.08.2011 № 03-03-06/3/6 , от 25.06.2010 № 03-03-06/1/431 ;
  • доходы от операций с любыми финансовыми инструментами срочных сделокПисьма Минфина России от 26.08.2011 № 03-03-06/2/133 , от 07.07.2011 № 03-08-05 , от 16.03.2011 № 03-08-05 ;
  • бонусы, выплаченные иностранному покупателю за покупку определенного количества товаровПисьмо Минфина России от 11.08.2009 № 03-08-05 ;
  • доходы, полученные иностранцем по договору доверительного управления, в котором российская организация является доверительным управляющим, а иностранная организация - учредителем или выгодоприобретателемп. 6 ст. 309 НК РФ ; Письмо Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/642 .

ПОЗИЦИЯ 2. Это доходы, не связанные с обычной предпринимательской деятельностью иностранной компанииПостановление Президиума ВАС РФ от 08.07.2008 № 3770/08 . То есть аналогичные доходы - это «пассивные» доходы, получаемые от вложений капитала и не зависящие от каждодневной деятельности. В то же время в перечне п. 1 ст. 309 НК РФ упомянуты такие доходы, как доходы от международных перевозок, которые «пассивными» не назовешь.

ПОЗИЦИЯ 3. Это доходы, аналогичные прямо названным в п. 1 ст. 309 НК РФПисьмо УМНС России по г. Москве от 05.06.2002 № 26-12/25907 ; Постановление ФАС МО от 01.02.2006 № КА-А41/12791-05 . Например, проценты за пользование чужими деньгами по ст. 395 ГК РФ аналогичны штрафам и пени за нарушение договорных обязательств.

Как видим, вариантов несколько. Но в любом случае, если вы сомневаетесь, относятся ли доходы, которые вы будете выплачивать иностранному контрагенту, к доходам, облагаемым у источника выплаты (налогового агента), загляните еще и в п. 2 ст. 309 НК РФ, в котором названы доходы иностранцев, с которых российские организации налог не удерживают.

Необлагаемые доходы иностранной организации

К доходам иностранцев, не облагаемым российским налогом на прибыль у источника выплаты - российской организации, относятся доходып. 2 ст. 309 НК РФ :

  • от продажи имущества (кроме недвижимости, находящейся на территории РФ, и акций российских компаний, более 50% активов которых состоит из такой недвижимости);
  • от продажи имущественных прав;
  • от выполнения работ (оказания услуг) на территории РФ.

При этом указанные операции не должны приводить к образованию постоянного представительства иностранного контрагента в РФп. 2 ст. 309 НК РФ .

Основываясь на такой формулировке НК, налоговые инспекторы зачастую считают, что если деятельность привела к образованию постоянного представительства, но иностранец на налоговый учет в России не встал, то вы обязаны выступить в роли налогового агента. Однако это не так. Вам не нужно самостоятельно выяснять, привела ли деятельность вашего иностранного контрагента к образованию постоянного представительства или нет и встал ли иностранец на учет. Поскольку если постоянное представительство образовано, то иностранная организация признается самостоятельным плательщиком российского налога на прибыль независимо от того, встала она на налоговый учет или нет. А значит, вы не являетесь налоговым агентом. Если же постоянного представительства нет, то вы не являетесь налоговым агентом в силу п. 2 ст. 309 НК РФ и никаких документов, подтверждающих статус иностранца, вы не обязаны представлятьп. 7.1 разд. II Методических рекомендаций ; п. 3 ст. 306 , пп. 5, 6, 8 ст. 307 НК РФ ; Постановления ФАС ДВО от 18.05.2009 № Ф03-1968/2009 ; ФАС МО от 15.03.2007 № КА-А40/1507-07-П .

Кстати, если иностранная компания выполняет для вас работы (оказывает услуги) или продает вам товары за границей, то выплаты ей не признаются доходами от источников в РФ и налог на прибыль с них удерживать не нужноп. 1 ст. 246 , п. 1 ст. 309 НК РФ ; Письма Минфина России от 24.11.2010 № 03-08-05 , от 31.03.2010 № 03-08-05 , от 01.10.2008 № 03-08-05 ; Письма УФНС России по г. Москве от 09.02.2011 № 16-15/011766@ , от 03.12.2010 № 16-15/127254@ , от 12.11.2010 № 16-15/118318@ .

Когда с дохода налог удерживать не нужно

Вам не придется удерживать и перечислять в бюджет налог, если доход, который вы выплачиваете иностранному контрагентуп. 2 ст. 310 НК РФ :

  • <или> относится к постоянному представительству иностранца и у вас есть нотариально заверенная копия свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговых органахутв. Приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124 ; подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ .

Копия должна быть заверена не ранее чем в году, предшествующем году выплаты дохода. Например, чтобы не удерживать налог с доходов, выплачиваемых в 2011 г., нужна копия свидетельства, заверенная в 2010 г. или 2011 г.Письмо Минфина России от 29.04.2009 № 03-08-05/1 ;

  • <или> освобожден от налогообложения в РФ международным договором (соглашением) и у вас есть подтверждение того, что иностранная компания имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым заключен международный договор (об этом подтверждении мы еще поговорим ниже)подп. 4 п. 2 ст. 310 , п. 1 ст. 312 НК РФ ;
  • <или> выплачивается иностранному организатору, маркетинговому партнеру, официальной вещательной компании XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочиподп. 5, 6 п. 2 ст. 310 НК РФ ; п. 6 ст. 12 Федерального закона от 30.07.2010 № 242-ФЗ ; статьи 3, 3.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ . Эта льгота действует в отношении доходов, выплачиваемых до 1 января 2017 г.

Нюансы применения международных договоров

Как мы уже упомянули, международным договором, заключенным с государством, на территории которого находится ваш иностранный контрагент, могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль или освобождение от налогообложения в РФ. Но для того чтобы воспользоваться международной льготой, нужно, чтобы к моменту выплаты дохода иностранная организация представила вам документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение в таком государстве, заверенный компетентным органомст. 7 НК РФ , подп. 4 п. 2 , п. 3 ст. 310 , п. 1 ст. 312 НК РФ .

Компетентный орган - это орган, который назван таковым в соответствующем международном соглашении. Как правило, такими органами соглашения называют министров финансов и руководителей налоговых органов (их уполномоченных представителей). Документы, выданные другими органами и организациями, для целей налогообложения резидентство иностранца не подтверждаютп. 1 ст. 312 НК РФ ; ; Письмо Минфина России от 25.06.2010 № 03-03-06/1/431 ; Письма УФНС России по г. Москве от 17.03.2010 № 16-12/027377 , от 19.05.2009 № 16-15/049833 , от 21.04.2009 № 16-15/038742 ; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 9999/10 .

Перечень международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2011 г., приведен в Письме Минфина России от 23.03.2011 № 03-08-05 и размещен на сайте ФНС России в разделе «Международное сотрудничество».

Учтите, если подтверждение составлено на иностранном языке, то вам потребуется его перевод на русский языкп. 1 ст. 312 НК РФ .

Кроме того, налоговый инспектор может предъявить дополнительные требования к документу, подтверждающему резидентство иностранного контрагента, в частности потребовать, чтобы:

  • <или> документ был легализован (засвидетельствована подлинность подписи, печати и штампа в дипломатическом представительстве или консульстве РФ в государстве, органами которого документ выдан)п. 5.3 разд. II Методических рекомендаций ; Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 № 990/05 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 № 20-12/72977 ;
  • <или> на документе был проставлен апостиль, если документ исходит от органов государства, присоединившегося к Гаагской конвенции (отменяющей требование легализации иностранных официальных документов)заключена в Гааге 05.10.61, вступила в силу для России 31.05.92 . Но здесь нужно учитывать вот что.
Тексты рассмотренных в статье Писем Минфина можно найти: раздел «Финансовые и кадровые консультации» системы КонсультантПлюс (информационный банк «Финансист»)

Во-первых, с некоторыми государствами достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации. Перечень таких государств приведен в отдельных Письмах МинфинаПисьма Минфина России от 17.06.2010 № 03-08-13 , от 09.10.2008 № 03-08-05/2 ; Письмо ФНС России от 12.05.2005 № 26-2-08/5988 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 21.12.2010 № 16-15/133937@ .

Во-вторых, Минфин рекомендовал принимать неапостилированные документы, указывая на то, что иностранные государства поступают именно такПисьма Минфина России от 01.07.2009 № 03-08-13 , от 05.10.2004 № 03-08-07 . Поэтому если документ исполнен на официальном бланке компетентных органов иностранных государств и подписан официальными уполномоченными лицами, то апостиль и легализация ему не нужны.

Мы решили уточнить позицию Минфина по этому вопросу на сегодняшний момент.

Из авторитетных источников

Заместитель начальника отдела международного налогообложения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ На сегодняшний день данный вопрос до конца не урегулирован. Есть договоренность только с несколькими странами - это Республика Белоруссия, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия.

Подтверждения постоянного местопребывания (резидентства), выданные уполномоченными органами вышеуказанных стран, принимаются без апостилирования.

Ответственной за обмен информацией в рамках межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения является ФНС России. И мы надеемся, что работа по этому вопросу будет вестись и дальше” .

Если ваш иностранный контрагент является резидентом государства, с которым у России нет договоренностей, для снижения налоговых рисков лучше получить апостиль. Даже если он будет проставлен после выплаты доходаПостановления ФАС МО от 30.07.2009 № КА-А40/6945-09 ; ФАС ДВО от 25.07.2008 № Ф03-А59/08-2/2798 ;

  • <или> в документе был указан конкретный период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание. Если же он не указан, контролирующие органы считают, что резидентство подтверждено на календарный год, в котором выдан документп. 5.3 разд. II Методических рекомендаций ; Письма Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/2/87 , от 21.07.2009 № 03-08-05 , от 01.04.2009 № 03-08-05 , от 09.10.2008 № 03-08-05/1 , от 21.08.2008 № 03-08-05/1 , от 16.05.2008 № 03-08-05 , от 12.03.2008 № 03-08-05 , от 04.06.2007 № 03-08-05 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 12.12.2006 № 20-12/109629 . Кстати, суды этот довод, как правило, не принимают во вниманиеПостановления ФАС СЗО от 17.05.2011 № А27-10300/2010 ; ФАС МО от 07.04.2011 № КА-А41/2465-11 , от 05.03.2011 № КА-А40/977-11 . Например, в одном из постановлений суд счел резидентство иностранной организации в 2007 г. установленным на основании подтверждения, датированного 07.02.2006, и подтверждения о сохранности статуса в 2009 г.Постановление ФАС МО от 07.04.2011 № КА-А41/2465-11

Порядок исчисления и удержания налога

Если с дохода, который вы собираетесь выплатить иностранцу, нужно исчислить и удержать российский налог на прибыль, вам нужно правильно определить налоговую базу и своевременно перечислить налог в бюджет.

Определяем налоговую базу

В большинстве случаев налоговая база - это сумма выплачиваемого дохода. Поэтому исчислить налог просто: нужно сумму дохода умножить на соответствующую ставкуп. 3 ст. 247 , п. 1 ст. 274 , п. 3 ст. 275 , п. 1 ст. 286 , п. 4 ст. 286 НК РФ .

Но есть и операции, налоговая база по которым определяется как доходы за вычетом понесенных расходовп. 1 ст. 310 НК РФ :

  • продажа недвижимого имущества, находящегося в РФ, или акций российских предприятий, активы которых на 50% состоят из такой недвижимостип. 4 ст. 309 НК РФ . Расходы на приобретение недвижимости или акций определяются в порядке, установленном статьями 268 и 280 НК РФ;
  • предоставление имущества в лизингподп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ . В расходах лизингодателя учитывается стоимость предмета лизинга;
  • распределение организацией в пользу иностранного участника имущества, в частности, при ликвидации организации или выходе иностранца из ООО. Доход облагается налогом только в той части, которая превышает вклад, внесенный иностранным участником в уставный капиталподп. 1 п. 2 ст. 43 , подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ ; Письма Минфина России от 01.11.2010 № 03-08-05 , от 03.08.2010 № 03-03-06/1/519 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101953 .

Такие расходы учитываются, только если к дате выплаты доходов у вас есть документы, их подтверждающие (в частности, договор купли-продажи объекта недвижимости, платежные документы и т. д.Письмо Минфина России от 19.04.2011 № 03-08-05 ).

Расходы исчисляются в той же валюте, в которой выплачивается доход (при необходимости пересчитываются по официальному курсу (кросс-курсу) ЦБ РФ на дату их осуществления)п. 5 ст. 309 НК РФ .

Удерживаем и уплачиваем налог

Налог, подлежащий удержанию, исчисляется в той валюте, в которой вы будете выплачивать доходп. 5 ст. 309 НК РФ . А вот перечислить его в бюджет нужно в рублях по курсу ЦБ РФ на дату перечисления. Причем сделать это нужно не позднее следующего рабочего дня после дня выплаты иностранцу доходап. 5 ст. 45 , пп. 2, 4 ст. 287 , п. 1 ст. 310 НК РФ .

Проблема может возникнуть, если доход выплачен в натуральной форме или ваше обязательство перед иностранцем прекращено неденежным способом, например зачетом встречного требования.

НК РФ обязывает и в такой ситуации перечислить налог в бюджет, уменьшив соответствующим образом неденежный доход иностранной компаниип. 3 ст. 309 , п. 1 ст. 310 НК РФ . Но как это сделать? Ведь даже если мы, например, поставим иностранцу меньше товаров, чем должны по бартерному контракту, денег у нас от этого не появится.

Теоретически можно сослаться на то, что налог удерживается только из денег, выплачиваемых иностранцуподп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ . Да и ВАС разъяснял, что оштрафовать агента за неперечисление налогаст. 123 НК РФ можно, только если он имел возможность удержать соответствующую сумму из выплачиваемых иностранцу денегп. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 . А значит, достаточно письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налогподп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ .

Но эти аргументы могут и не сработать. И налоговые органы, и суд исходят из того, что раз обязанность установлена, то ее нужно исполнять. Так, недавно суд признал правомерным взыскание штрафа по ст. 123 НК РФ с организации, не перечислившей налог с дохода иностранца по той причине, что обязательство по выплате ему процентов было новировано в вексельПостановление ФАС ВВО от 18.08.2010 № А28-20189/2009 .

Избежать подобных проблем помогут так называемые налоговые оговорки в договорах. Все, что нужно сделать, - это написать, что цена договора увеличивается на сумму налогов, подлежащих уплате за иностранную организацию на территории РФ. Тогда вы будете четко знать, сколько должны иностранцу, а сколько - государству.

Порядок представления отчетности

Выплатив иностранной организации доход, вам еще нужно будет отчитаться перед налоговой инспекцией, представив Налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов ; п. 4 ст. 310 НК РФ . Если вы выплатили доход:

  • в I квартале, то расчет нужно представить не позднее 28 апреля и потом уже за год;
  • во II квартале - не позднее 28 июля и потом уже за год;
  • в III квартале - не позднее 28 октября и потом уже за год;
  • в IV квартале - только один раз, не позднее 28 марта следующего года (годовой расчет).

Налоговый расчет составляется отдельно в отношении каждого отчетного и налогового периода, в котором выплачивались доходы иностранным организациям, и нарастающим итогом с начала года не составляетсяПисьмо ФНС России от 20.11.2009 № 3-2-14/20 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 № 20-12/060969 .

Внимание

За непредставление налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налоговутв. Приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@ ; п. 4 ст. 310 НК РФ или представление его позже установленного срока может быть взыскан штраф в размере 200 руб.п. 1 ст. 126 НК РФ

Например, если вы перечислили иностранцу доход в июне, то не позднее 28 июля вы должны были представить налоговый расчет за II квартал. Если в III квартале никаких выплат не будет, то представлять отчет за III квартал не нужно. И дальше расчет нужно будет подать только за год.

Если доходы не облагаются российским налогом на прибыль, то не возникает налогоплательщика, а значит, и нет налогового агента; Письма УФНС России по г. Москве от 12.11.2010 № 16-15/118318@ , от 27.07.2006 № 18-11/1/66229 . При этом они предлагают в разделе 1 налогового расчета заполнять графы 1- 7 (графы 8- 12 не заполняются), в разделе 2 - графы 1- 8 (графы 9- 13 не заполняются)Письмо УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 № 20-12/064111 .

Однозначно подавать расчет не нужно в отношении доходов, которые не относятся к полученным от источника в РФ (например, по услугам, оказанным вне территории РФ, перевозкам исключительно между пунктами, находящимися за пределами РФ).

Если вы несвоевременно перечислите в бюджет налог за иностранца, вас могут оштрафовать по ст. 123 НК РФ. Штраф составит 20% от суммы налога, подлежащего перечислению. А вот взыскать с вас недоимку, то есть потребовать уплатить налог за счет средств налогового агента, инспекторы не вправе

Налогообложение НДФЛ по доверительному управлению ценными бумагами

В настоящее время одним из способов управления ценными бумагами является их передача в доверительное управление. Отметим, что такой вид отношений весьма удобен, в том случае если сам собственник не обладает достаточной квалификацией и компетенцией для того, чтобы эффективно распоряжаться принадлежащими ему ценными бумагами. В этом случае он прибегает к помощи специалиста – доверяет управление ценными бумагами.

В данной статье поговорим об особенностях налогообложения НДФЛ операций по доверительному управлению ценными бумагами.

Правовое регулирование доверительного управления имуществом.

Законодательные основы доверительного управления имуществом определены в главе 53 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Учредителем управления является сторона, в собственности которой находится имущество (или обладающая имущественными правами) и которая передает их (имущество и права) в доверительное управление.

Доверительный управляющий – сторона, которой передается имущество и которая им управляет в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя. Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

Законом предусмотрена еще одна сторона отношений в рамках доверительного управления – это выгодоприобретатель, в чьих интересах осуществляется доверительное управления. В подавляющем большинстве случаев учредитель управления выступает в качестве выгодоприобретателя.

Объектами доверительного управления могут быть различные виды имущества и имущественных прав.

Причем, в соответствии с пунктом 2 статьи 1013 ГК РФ деньги не могут быть самостоятельными объектами доверительного управления, за исключением случаев, установленных законом. Например, возможность передачи денежных средств в доверительное управление для инвестирования в ценные бумаги предоставлена статьей 5 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон № 39-ФЗ) и статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Ценные бумаги относятся к особому виду имущества. Согласно статье 1025 ГК РФ особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом.

В соответствии со статьей 5 Закона № 39-ФЗ деятельностью по управлению ценными бумагами признается деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Порядок осуществления деятельности по управлению ценными бумагами определен Приказом ФСФР России от 3 апреля 2007 года № 07-37/пз-н (далее – Порядок № 07-37/пз-н).

Отметим, что требования указанного Порядка не распространяются на деятельность управляющих компаний по доверительному управлению (пункт 1.3 Порядка № 07-37/пз-н):

– инвестиционными резервами акционерных инвестиционных фондов;

– паевыми инвестиционными фондами;

– средствами пенсионных накоплений;

– средствами пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов;

– накоплениями для жилищного обеспечения военнослужащих;

– ипотечным покрытием.

Кроме того, указанный Порядок не применяется в отношении деятельности по управлению ценными бумагами, если она связана исключительно с осуществлением управляющим прав по ценным бумагам.

Согласно пункту 2.1 Порядка № 07-37/пз-н управляющий вправе принимать в доверительное управление и осуществлять доверительное управление следующими объектами доверительного управления:

– ценными бумагами, в том числе полученными управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами;

– денежными средствами, включая иностранную валюту, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, в том числе полученными управляющим в процессе деятельности по управлению ценными бумагами.

Управляющий вправе с соблюдением требования валютного законодательства принимать в доверительное управление и осуществлять доверительное управление иностранной валютой в случае, если соответствующая иностранная валюта является предметом сделок купли/продажи на торгах, организуемых валютной биржей.

Управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при управлении ценными бумагами, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2.8 Порядка № 07-37/пз-н).

Пунктом 2.9 Порядка № 07-37/пз-н определено, что управляющий обязан обособить ценные бумаги и денежные средства учредителя управления, находящиеся в доверительном управлении, а также полученные управляющим в процессе управления ценными бумагами, от имущества управляющего и имущества учредителя управления, переданного управляющему в связи с осуществлением им иных видов деятельности.

Для хранения денежных средств, находящихся в доверительном управлении, а также полученных управляющим в процессе управления ценными бумагами, управляющий обязан использовать отдельный банковский счет.

Для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг управляющий открывает отдельный лицевой счет (счета) управляющего, а если учет прав на ценные бумаги осуществляется в депозитарии – открывает отдельный счет (счета) депо управляющего.

В соответствии с пунктом 2.10 Порядка № 07-37/пз-н на одном банковском счете управляющего могут учитываться денежные средства, передаваемые в доверительное управление разными учредителями управления, а также полученные в процессе управления ценными бумагами, при условии, что такое объединение денежных средств предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления.

При этом управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета денежных средств по каждому договору доверительного управления.

Согласно пункту 2.11 Порядка № 07-37/пз-н на одном лицевом счете управляющего (счете депо управляющего) могут учитываться ценные бумаги, передаваемые в доверительное управление разными учредителями управления, а также полученные в процессе управления ценными бумагами при условии, что такое объединение ценных бумаг предусмотрено договорами доверительного управления, заключенными управляющим с такими учредителями управления.

При этом управляющий обязан обеспечить ведение обособленного внутреннего учета ценных бумаг по каждому договору доверительного управления.

Кроме того, управляющий обязан предоставлять учредителю управления отчет о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами, содержащий информацию, предусмотренную Порядком № 07-37/пз-н, в сроки, предусмотренные договором доверительного управления, но не реже одного раза в квартал (пункт 4.1 Порядка № 07-37/пз-н).

В случае письменного запроса учредителя управления управляющий обязан в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения запроса, предоставить учредителю управления Отчет на дату, указанную в запросе, а если такая дата не указана – на дату получения запроса управляющим (пункт 4.2 Порядка № 07-37/пз-н).

В Отчете должна содержаться информация обо всех сделках, совершенных управляющим с принадлежащими учредителю управления объектами доверительного управления, а также операциях по передаче в доверительное управление учредителем управления и возврату ему объектов доверительного управления, за период времени, исчисляемый с даты, на которую был сформирован предыдущий отчет (даты заключения договора доверительного управления, если Отчет не выдавался), до даты формирования предоставляемого отчета (даты, указанной в письменном запросе учредителя управления), а также информация об объектах доверительного управления, принадлежащих учредителю управления на последний день отчетного периода, и их оценочная стоимость (пункт 4.3 Порядка № 07-37/пз-н).

Налог на доходы физических лиц по доверительному

управлению ценными бумагами

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами предусмотрены статьей 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Абзацем 4 пункта 7 статьи 214.1 НК РФ определены особенности признания дохода по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительными управляющими.

Доходы по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляемым доверительным управляющим (за исключением управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд) в пользу выгодоприобретателя – физического лица, включаются в доходы выгодоприобретателя по операциям, перечисленным в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 214.1 НК РФ соответственно.

В соответствии с пунктом 10 статьи 214.1 НК РФ расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном пунктами 6 – 15 статьи 214.1 НК РФ, с учетом требований пункта 17 статьи 214.1 НК РФ.

Согласно пункту 17 статьи 214.1 НК РФ суммы, уплаченные по договору доверительного управления доверительному управляющему в виде вознаграждения и компенсации произведенных им расходов по осуществленным операциям с ценными бумагами, учитываются как расходы, уменьшающие доходы от соответствующих операций (письмо Минфина России от 16 февраля 2015 года № 03-04-06/6856). При этом, если учредитель доверительного управления не является выгодоприобретателем по договору доверительного управления, то такие расходы принимаются при исчислении финансового результата только у выгодоприобретателя.

Если договор доверительного управления предусматривает несколько выгодоприобретателей, то распределение между ними доходов по операциям с ценными бумагами, осуществляемых доверительным управляющим в пользу выгодоприобретателя, осуществляется исходя из условий договора доверительного управления.

В случае, если при осуществлении доверительного управления совершаются операции с ценными бумагами, обращающимися и (или) не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, а также, если в процессе доверительного управления возникают иные виды доходов (в том числе доходы в виде дивидендов, процентов), налоговая база определяется отдельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по каждому виду дохода с учетом положений статьи 214.1 НК РФ. При этом расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на уменьшение дохода по операциям с ценными бумагами, обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, или на уменьшение соответствующего вида дохода, распределяются пропорционально доле каждого вида дохода.

Отрицательный финансовый результат по отдельным операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в налоговом периоде, уменьшает финансовый результат по совокупности соответствующих операций. При этом финансовый результат определяется раздельно по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами в силу пункта 20 статьи 214.1 НК РФ определяется налоговым агентом по окончании налогового периода, если иное не установлено названной статьей или статьей 226.1 НК РФ, в которой приведен перечень лиц, признаваемых налоговыми агентами по доверительному управлению ценными бумагами.

Вопрос о выполнении доверительным управляющим функций налогового агента по НДФЛ при выплате доходов по ценным бумагам рассмотрен в письме Минфина России от 13 марта 2015 года № 03-04-06/69529. В письме отмечено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 226.1 НК РФ налоговым агентом признается доверительный управляющий в отношении дохода, выплачиваемого налогоплательщику по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на дату, определенную в решении о выплате (об объявлении) дохода по ценным бумагам, на лицевом счете или счете депо этого доверительного управляющего в случае, если этот доверительный управляющий на дату приобретения ценных бумаг, указанных в данном подпункте, является профессиональным участником рынка ценных бумаг.

В силу пункта 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление и уплата суммы налога производятся налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок в порядке, установленном главой 23 НК РФ, в следующие сроки:

– по окончании налогового периода;

– до истечения налогового периода;

– до истечения срока действия договора в пользу физического лица.

В соответствии с абзацем 5 пункта 7 статьи 226.1 НК РФ исчисление и уплата суммы налога в отношении доходов по ценным бумагам производятся налоговым агентом при осуществлении выплат такого дохода в пользу физического лица в порядке, установленном данной главой НК РФ.

Исходя из вышеприведенных положений статьи 226.1 НК РФ, при выплате дохода по ценным бумагам сумма подлежащего уплате налога исчисляется и удерживается налоговым агентом на дату выплаты такого дохода.

Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 226.1 НК РФ под выплатой денежных средств в целях данной статьи понимается выплата налоговым агентом наличных денежных средств налогоплательщику или третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также перечисление денежных средств на банковский счет налогоплательщика или на счет третьего лица по требованию налогоплательщика.