Последнее восстание интеллектуалов. Последнее восстание интеллектуалов Студенческие протесты во франции 1968

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к событиям 1968 г. сегодня особый интерес? Сегодня общественные и мировые разногласия усугубляются с каждым годом. Большое число людей не имеют работы или же она низкооплачиваема и нестабильна. В Восточной Европе и Азии огромные армии рабочих эксплуатируются за незначительную зарплату. Результатом нарастающих противоречий неизбежно станут новые конфликты. В этом заключается главное основание нынешнего интереса к протестам 1968 года.

Что же произошло в 1968 году? Франция тогда была пронизана глубокими противоречиями. Под непробиваемым политическим режимом 68-летнего президента – генерала де Голля – происходила стремительная экономическая модификация, которая коренным образом изменила общественную структуру французского социума.

По окончании в 1962 году войны в Алжире экономика Франции стремительно набирала обороты, что повлекло за собой низкий уровень безработицы и даже дефицит квалифицированных рабочих. Впрочем, подобный рост требовал вложений в производство и развитие технологий, поэтому создавались новые отрасли промышленности, которые благополучно компенсировали упадок производства угольных шахт и иных старых промышленных секторов. Были созданы новые предприятия в автомобильной, авиационной, космической, оборонной и атомной индустрии. При этом финансирование социальной сферы, прежде всего, здравоохранения и соцобеспечения, отставало. 3 млн. парижан проживали в домах без удобств, половина жилых помещений не была оснащена канализацией, 6 млн. граждан страны жили за чертой бедности. На заводах приходилось трудиться сверхурочно, часто при сохранении невысокой заработной платы . К середине 1960-х рабочая неделя возросла до 45 часов. Условия жизни иммигрантов были немногим лучше, чем в «третьем мире», общежития для рабочих были переполнены, где царила полная антисанитария .

Относительно усугубились условия жизни и учебы студентов. Затраты государства на образование возрастали, так как развитие новых секторов промышленности требовало пополнения новыми трудовыми ресурсами, но вследствие демографического взлета послевоенных лет выходцам из малоимущих семей становилось труднее получить высшее образование. Как следствие, высшие учебные заведения были переполнены, плохо обеспечены и находились под надзором властей. Противодействие таким неудовлетворительным условиям обучения и антидемократическому режиму в университетах (так же было запрещено общение между парнями и девушками вне учебного времени, а именно - посещение общежитий противоположного пола) стало главным фактором в радикализации студенчества. Кроме того, к этому быстро добавились и политические вопросы.

В том же 1967 году всемирная рецессия сказалась и на рабочих. На протяжении ряда лет уровень жизни трудящихся и условия их работы отставали от темпов развития страны. Зарплата была низкой, рабочая неделя – длинной, все это сопровождалось и бесправием рабочих на предприятиях. Теперь добавились безработица и ненормированный рабочий день. Горная, сталелитейная, текстильная и строительная отрасли промышленности вступили в стагнацию. Фермеры тоже стали протестовать против упадка доходов – доходило даже до уличных боев с полицией.

К началу 1968 года страна, на первый взгляд, кажется сравнительно уравновешенным государством, одновременно нарастает и накаляется социальное напряжение. Франция напоминает пороховой погреб – необходима лишь искра, в качестве которой и выступают студенческие протесты .

Все началось в университете в Нантере, одном из новых учебных заведений, который был построен в 1960-е годы. 8 января 1968 года студенты на публике выразили свое возмущение посещением города министром по делам молодежи Франсуа Мисоффом, прибывшим для открытия плавательного бассейна. Сам по себе данный инцидент особого значения не имел, но санкции, принятые в отношении студентов, а также систематическое вмешательство в ход событий полиции, вызвали усиление студенческих неповиновений и превратили Нантер в очаг революционного движения, которое быстро перекинулось на другие университеты и средние школы по всей Франции . Протестующие требовали улучшения условий учебы, свободного доступа в университеты, личной и политической свободы, освобождения арестованных студентов. Так, с февраля по апрель 1968 года в стране было осуществлено около 50 крупных студенческих выступлений. А 22 марта студентами было захвачено здание администрации университета Нантера. В ответ на это администрация полностью закрыла университет на месяц, но конфликт перебросился в старейший университет во Франции Сорбонну.

«Движение 22 марта» основывалось на идеологию так называемого Ситуационистского Интернационала под предводительством Ги Дебора. Ситуационисты считали, что Запад уже достиг товарного изобилия, достаточного для коммунистического строя, и пришло время устраивать «революцию повседневной жизни» . Это означало отказ от работы и подчинения государству, отказ от уплаты налогов, соблюдения законов и общественных моральных норм. 3 мая представители разных студенческих организаций собрались обсудить вопрос о проведении данной кампании протестов. Декан требует полицию «очистить» университетский городок. В итоге спонтанно собирается многочисленная демонстрация. Полиция действует чрезвычайно сурово, и студенты ответили сооружением баррикад. Как следствие, к утру около ста человек были ранены, несколько сот арестованы. Суд вынес 13 участникам демонстрации строгие наказания. В свою очередь, в ответ на это студенты создали «комитет защиты против репрессий», а младшие преподаватели призвали к всеобщей забастовке в высших учебных заведениях.

Сведения о произошедших событиях моментально передаются радиостанциями, жители страны взбудоражены жестокостью полицейских. В Париже демонстрации с каждым днем становятся все масштабнее и уже распространяются на другие города с призывами осуждения полицейских репрессий и освобождения арестованных студентов. Так, 6 мая с требованием освобождения осужденных, прекращения полицейского насилия, открытия Сорбонны и отставки ректора и даже министра образования, вышли на демонстрацию 20 тысяч протестующих студентов, преподавателей, лицеистов, школьников. Под аплодисменты населения колонна свободно прошла по Парижу с плакатом «Мы – маленькая кучка экстремистов», как накануне студентов назвали власти . Но по возвращении в Латинский квартал демонстрация подверглась внезапному штурму шестью тысячами полицейских. Со всего Парижа студентам на выручку подступала молодежь, и к ночи число уличных бойцов достигло 30 тысяч, из которых 600 человек было ранено, 421 – арестовано.

Движение стремительно набирало обороты. Забастовки и демонстрации студентов, разнообразных рабочих и служащих охватили всю страну. К 7 мая бастовали уже все университеты и основная масса парижских лицеев. Когда в Париже на очередную демонстрацию вышли уже 50 тысяч студентов с требованием освобождения своих осужденных товарищей, вывода полиции с территории Сорбонны и демократизации высшей школы, власти отчислили из Сорбонны всех участников волнений. Именно вечер 7 мая стал переломным в общественном мнении. Протестующих студентов поддержали практически все профсоюзы, преподаватели, учителя, научные работники, а также буржуазная Французская лига прав человека. В результате 8 мая в ряде французских городов под пение Интернационала происходит первая всеобщая стачка под лозунгом «Студенты, рабочие и учителя - объединяйтесь!» . В Париже на улицу вышло такое большое количество людей, что полиция была вынуждена стоять в сторонке и не вмешиваться. Однако попытку колонны пройти к зданиям Управления телевидения и Министерства юстиции, полиция жестоко пресекла, пустив в ход гранаты со слезоточивым газом. Отступавшие под напором спецподразделений по борьбе с беспорядками, студенты поджигали автомобили, из которых были построены баррикады. Весь город знал, что с начала мая в Сорбонне происходят студенческие массовые волнения, но никто не думал, что дело примет столь серьезные последствия. Корреспонденты передавали репортажи с места событий прямо в эфир, а утром 11 мая газеты вышли с огромными заголовками: «Ночь баррикад». В результате длительного ночного сопротивления студентов полиции, 367 человек было ранено, в том числе 32 – тяжело, 460 – арестовано. . Это было началом общеполитического кризиса в стране, несмотря на выступление по радио и телевидению премьера Жоржа Помпиду с обещанием отмены локаута Сорбонны и пересмотра дел осужденных студентов. Увы, было уже слишком поздно – политический кризис стремительно набирал силу.

13 мая профсоюзы призвали трудящихся поддержать студентов, вследствие чего страна была парализована всеобщей 24-часовой стачкой. В ней участвовало почти все трудоспособное население – 10 миллионов человек из общего количества в 15 миллионов. Призыв к стачке находит многочисленный отклик – в крупных провинциальных городах, таких как Марсель, Тулуза, Бордо, Лион и др., были проведены многотысячные демонстрации солидарности. В одном лишь Париже на улицу вышло 800 тысяч горожан уже с политическими требованиями, вплоть до призыва к свержению правительства. Сразу после демонстрации студенты захватили Страсбургский университет и Сорбонну, объявив вуз «автономным народным университетом, постоянно и круглосуточно открытым для всех трудящихся».

План профсоюзов ограничить забастовку одним днем провалился.14 мая, рабочие оккупировали авиационный завод компании «Сюд-Авиасьон» в городе Нант, что повлекло за собой цепную реакцию: рабочие стали захватывать сотни предприятий, заводов, фабрик по всей стране, охватив практически все отрасли тяжелой промышленности. Автомобильный завод “Рено” в Биянкуре также оказался числе «занятых персоналом» предприятий.

В это же время студенты захватывали университет один за другим. Число захваченных трудящимися крупных предприятий достигло к 17 мая полусотни. 20 мая Франция, охваченная генеральной стачкой, останавливается, хотя ни профсоюзы, ни партии, ни другие организации не призывали к ней. Журналисты, футболисты, артисты – все присоединяются к движению протеста. Вся страна была парализована, начиная от государственных учреждений, заканчивая школами. В соответствии с данными министерства труда, в 1968 году из-за длительных забастовок было потеряно 150 миллионов рабочих дней. Для сравнения, стачка горняков Великобритании в 1974 году, заставившая уйти в отставку консервативное правительство Эдварда Хита, привела к потере 14 миллионов рабочих дней .

Волна стачек не затихает до июля, но своего пика достигает между 22 и 30 мая. 20 мая правительство фактически утратило контроль над страной. Население взывает к отставке де Голля и его правительства. На Национальном Собрании был принят к обсуждению вопрос о недоверии правительству, но для вотума недоверия не хватило всего одного голоса. Тогда 25 мая начались трехсторонние переговоры между правительством, профсоюзами и Национальным советом французских предпринимателей. Были оговорены условия существенного увеличения заработной платы, однако Всеобщая Конфедерация Труда (ВКТ) в лице Жоржа Сеги была не удовлетворена этими условиями и продолжила забастовочное движение. Социалисты во главе с Франсуа Миттераном организуют грандиозный митинг, в знак осуждения профсоюзов и де Голля и требуя создания Временного правительства. В ответ на это власти во многих городах применяют силу. Ночь 25 мая получила название «кровавая пятница» .

29 мая во время внеочередного заседания кабинета министров стало известно, что без следа пропал генерал де Голль. Франция повергнута в шок. Лидеры «Красного Мая» незамедлительно призывают захватить власть, так как она якобы «валяется на улице» . Однако, 30 мая де Голль вновь появился и выступил с крайне жесткой речью, объявив о роспуске Национального Собрания и проведении досрочных парламентских выборов. Голлисты организовали кампанию по угрозе коммунистического заговора, в результате, получив большинство мест – перепуганный средний класс дружно проголосовал за генерала. В этот же день голлисты проводят 500-тысячную демонстрацию на Елисейских полях в поддержку де Голля. Происходит коренной перелом в событиях . В начале июня профсоюзы проводят новые переговоры и добиваются новых экономических уступок, впоследствии чего волна забастовок спадает. Предприятия, захваченные трудящимися, начинают «очищаться» силами полиции. Кон-Бендит был сослан в ФРГ. 16 июня полиция захватила Сорбонну, 17 июня была возобновлена работа конвейеров «Рено» .

Таким образом, «Майская революция» потерпела поражение. Тогда почему она стала легендарной?

Во-первых, потому, что в мае 1968 года во время экономического подъема (а не кризиса!) из незначительного инцидента в Нантере, впервые в западной истории моментально и молниеносно развился общенациональный кризис, переросший в революционную ситуацию. Это дало многим понять, что изменилась социальная структура европейского общества .

Во-вторых, потому, что волнения 1968 г. изменили моральный и интеллектуальный климат как во Франции, так и в Европе в целом. Александр Тарасов обосновал это в своей статье «In memoriam anno 1968», в которой писал, что «вплоть до наступления времени неолиберализма и «неоконсервативной волны» начала 80-х быть правым, любить капитализм считалось неприличным. Первая половина 70-х, осененная отсветом «Красного Мая», оказалась лебединой песней европейской интеллектуальной и культурной элиты. Все сколько-то стоящее в этой области, как грустно признают сегодня на Западе, было создано до 1975–1977 годов. Все, что позже, – либо деградация, либо перепевы…» .

В свою очередь, студенты добились демократизации высших и средних учебных заведений, разрешения политической деятельности на территории университетов и студенческих городков и повышения социального статуса студентов, а также подрыва репутации и имиджа, а впоследствии отставки де Голля. Более того, был принят «Закон об ориентации», координирующий действия университетов с непосредственными требованиями экономической обстановки в стране, снижая, таким образом, риск безработицы для выпускников. Еще была уничтожена, хоть и временно, психологическая «стена» между студентами и рабочим классом .

Что же сподвигло на такую грандиозную коллективную борьбу столь огромное количество людей самых различных возрастов, профессий, социального статуса и т. д.? «Но это было здесь, в современной стране, с миллионами участвовавших людей, узнавших, что можно жить по-человечески. Вот что было сущностью требований, украшавших стены Латинского квартала. Они подвергали сомнению то, как мы жили, осуждали тот сумасшедший дом, в котором мы живем» – вспоминал Рождер Смит, участник событий 1968 г. .

«Красный май», несомненно, был одним из самых ярких и значимых событий, явившееся следствием явлений и изменений в настоящее время. Мир стал другим. Выступая в Монреальском университете через 40 лет после событий 1968-го, Даниель Кон-Бендит признался: «Та весна не исполнила своих революционных обещаний, но повлияла на ожидания и поведение множества людей, поскольку открыла для них небывалую прежде индивидуальную свободу» .


Библиографический список
  1. Кара-Мурза, С. Г. Экспорт революции. Ющенко, Саакашвили… [Текст] / С. Г. Кара-Мурза. – Алгоритм, 2005. – 528 с.
  2. Кара-Мурза, С. Г. Александров, А. А., Мурашкин, М. А., Телегин С. А. На пороге «оранжевой» революции [Электронный ресурс] : подгот. к изд. – Электрон. дан. Режим доступа: http://bookap.info/psywar/orangrev.htm , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
  3. Shwarz, P. 1968: General strike and revolt of students in France / / Peter Shwarz // MCBC, 12 th of May, 2008
  4. Кара-Мурза, С Г. Революции на экспорт [Текст] / С. Г. Кара-Мурза. – Эскмо, Алгоритм, 2006. – 528 с.
  5. Схивия, А. Красный май – 68 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.revolucia.ru/may68.htm (дата обращения: 09.04.2015)
  6. Тарасов, А. In memoriam anno 1968 [Текст] / А. Тарасов // «Забриски Rider», 1999. – № 8.
  7. Смит, Р. Май-июнь 68-го [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.revkom.com/index.htm?/naukaikultura/68.htm (дата обращения: 09.04.2015)
  8. Дубин, Б. В. Символы - институты - исследования: Новые очерки социологии культуры [Текст] / Б. В. Дубин. - Saarbrucken: Lambert, 2013. - 259 с.

Майские события 1968, или просто Май Фр. le Mai 1968 социальный кризис во Франции, вылившийся в демонстрации, массовые беспорядки и всеобщую забастовку.


Накануне 40-летнего юбилея "парижского красного мая" - молодежных волнений 1968 года - французская столица, словно по иронии судьбы, стала ареной нового противостояния молодежи и власти Накануне 40-летнего юбилея "парижского красного мая" - молодежных волнений 1968 года - французская столица, словно по иронии судьбы, стала ареной нового противостояния молодежи и власти


Май 1968 начались в парижских университетах, сперва в университетском городке в Нантере, а затем и самой Сорбонне; один из самых известных лидеров студентов 23- летний Даниэль Кон-Бендит (который, впрочем, большую часть событий в Париже отсутствовал). Май 1968 начались в парижских университетах, сперва в университетском городке в Нантере, а затем и самой Сорбонне; один из самых известных лидеров студентов 23- летний Даниэль Кон-Бендит (который, впрочем, большую часть событий в Париже отсутствовал).


Движущей силой студентов, помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: Марксистско-ленинские, троцкистские, маоистические и т. п., нередко также перетолкованные в романтически-протестном духе. Общее название этих взглядов, или, вернее, настроений «гошизм», первоначально обозначало «левизну» в переводе работы Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме». Движущей силой студентов, помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: Марксистско-ленинские, троцкистские, маоистические и т. п., нередко также перетолкованные в романтически-протестном духе. Общее название этих взглядов, или, вернее, настроений «гошизм», первоначально обозначало «левизну» в переводе работы Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме».


Марксизм-Ленинизм – советская разновидность марксизма созданная Лениным. Марксизм-Ленинизм – советская разновидность марксизма созданная Лениным. Троцкизм - теория Марксизма в интерпретации Льва Троицкого. Троцкисты были противниками сталинизма. Троцкисты считают своё движение продолжением учения Маркса и Ленина (используя самоназвания «большевики-ленинцы» и «революционные марксисты») Троцкизм - теория Марксизма в интерпретации Льва Троицкого. Троцкисты были противниками сталинизма. Троцкисты считают своё движение продолжением учения Маркса и Ленина (используя самоназвания «большевики-ленинцы» и «революционные марксисты») Маоизм – разновидность Марксизма- Ленинизма в интерпретации Мао Цзэдуна. Маоизм – разновидность Марксизма- Ленинизма в интерпретации Мао Цзэдуна.


Практически невозможно определить все политические убеждения студентов, активно принимавших участие в восстании. Особенно сильным было анархическое движение, центром которого являлся Нантерр. Немало было среди деятелей мая людей, иронизирующих над левыми и анархистскими лозунгами так же, как и над любыми другими. Студентам сочувствовали и многие левые преподаватели Сорбонны, включая, например, Мишеля Фуко. Практически невозможно определить все политические убеждения студентов, активно принимавших участие в восстании. Особенно сильным было анархическое движение, центром которого являлся Нантерр. Немало было среди деятелей мая людей, иронизирующих над левыми и анархистскими лозунгами так же, как и над любыми другими. Студентам сочувствовали и многие левые преподаватели Сорбонны, включая, например, Мишеля Фуко.






Некоторые лозунги Nous ne voulons pas dun monde où la certitude de ne pas mourir de faim s"échange contre le risque de mourir dennui. Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки Nous ne voulons pas dun monde où la certitude de ne pas mourir de faim s"échange contre le risque de mourir dennui. Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки


On ne revendiquera rien, on ne demandera rien. On prendra, on occupera. Мы не будем ничего требовать и просить: мы возьмём и захватим. On ne revendiquera rien, on ne demandera rien. On prendra, on occupera. Мы не будем ничего требовать и просить: мы возьмём и захватим. Soyez réalistes, demandez limpossible. Будьте реалистами, требуйте невозможного! (Че Гевара) Soyez réalistes, demandez limpossible. Будьте реалистами, требуйте невозможного! (Че Гевара)




Через несколько дней беспорядков выступили профсоюзы, объявившие забастовку, затем ставшую бессрочной; митингующие (как студенты, так и рабочие и служащие) выдвигали конкретные политические требования. Среди них была отставка де Голля (т. К. он ввел новые налоги), а также формула « » (40- часовая рабочая неделя, пенсия в 60 лет, минимальный оклад в 1000 фр.) Через несколько дней беспорядков выступили профсоюзы, объявившие забастовку, затем ставшую бессрочной; митингующие (как студенты, так и рабочие и служащие) выдвигали конкретные политические требования. Среди них была отставка де Голля (т. К. он ввел новые налоги), а также формула « » (40- часовая рабочая неделя, пенсия в 60 лет, минимальный оклад в 1000 фр.)





Еще этот пост можно было назвать " Как наказывают неугодных президентов".


Henri Cartier-Bresson

в 1965 году президент Франции Шарль де Голль потребовал от США – в соответствии с действующей тогда бреттон-вудской международной валютной системой – обменять 1,5 миллиарда бумажных долларов на золото по официальному курсу: 35 долларов за унцию.

Тогдашний президент США Линдон Джонсон, которому доложили, что французский корабль, груженный долларами, находится в нью-йоркском порту, а в аэропорту приземлился французский самолет с таким же «багажом», пообещал де Голлю серьезные проблемы. Де Голль в ответ объявил об эвакуации с территории Франции штаб-квартиры НАТО, 29 военных баз НАТО и США, а также о выводе 35 тысяч военнослужащих альянса. В конечном итоге это и было сделано, плюс к тому, де Голль за два года облегчил знаменитый Форт-Нокс более чем на 3 тысячи тонн золота.

Де Голль выступает со знаменитой речью о «Европе от Атлантики до Урала». В грядущем политическом союзе стран Европы и дружбе с СССР президент видит альтернативу «англосаксонскому» НАТО, при этом Великобритания в его понятие Европы не входила – он препятствовал ее вступлению в Общий рынок. Франция официально признает Китайскую Народную Республику. С 1960 года в стране ускорена развитие программ ядерного вооружения. 1964 году заключают ряд торговых и научно-технических соглашений с СССР (с которым генерал сотрудничал со времен войны, преследуя цель исключить узурпацию власти в послевоенной Франции американцами). Президент требует вывода французских войск из подчинения НАТО и вывода штаба НАТО из Франции.

1965 год - год переизбрания де Голля на второй президентский срок. В 1966 году наступает развязка семилетней борьбы де Голля с присутствием во Франции НАТО. В официальной ноте правительство Помпиду объявило об эвакуации 29 баз с 33 тысячами человек личного состава с территории страны. Республика выходит из военной организации НАТО, оставаясь участницей Североатлантического договора. К 1966 году президент Франции наносит 11 визит в СССР, посещая ряд городов, вплоть до Новосибирского Академгородка. Официальная позиция Франции в международной политике становится резко антиамериканской. Генерал осуждает действия Израиля в Шестидневной войне в 1967 году, а затем и Вьетнамскую войну.

Надо сказать, что и де Голль обещанных проблем не избежал и долго у власти не продержался. В 1968-м массовые студенческие волнения захлестнули Францию, Париж был перекрыт баррикадами, и в апреле 1969-го, раньше положенного срока, де Голль добровольно покинул свой пост.

Парадоксально, но кризис мая 1968 происходит на фоне десятилетия беспрецедентного экономического роста. В экономике это было время апогея «Славного тридцатилетия». В это время уровень жизни во Франции стал одним из самых высоких в мире, что определило формирование потребительского общества в стране.

События мая 1968 года начались в парижских университетах, сперва в университете Париж X - Нантер, а затем и самой Сорбонне; одни из самых известных лидеров студентов - 23-летний анархист Даниэль Кон-Бендит и 26-летний Ален Кривин. Движущей силой студентов, помимо общего молодёжного протеста (самый знаменитый лозунг - «Запрещать запрещается»), были различного рода крайне левые идеи: марксистско-ленинские, троцкистские, маоистские, анархистские и т. п., нередко также перетолкованные в романтически-протестном духе. Общее название этих взглядов, или, вернее, настроений - «гошизм» (фр. gauchisme), первоначально обозначало «левизну» в переводе работы Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме»

Подогретые различными событиями и людьми группы студентов сначала устраивают демонстрации, потом начинают захватывать один университет за другим. Возбужденная «тинейджеризация» студенчества привела к ожесточенным столкновениям. Строятся баррикады, полиция разгоняет манифестации, общее число раненых с обеих сторон за месяц достигает нескольких тысяч. Бастующих стали поддерживать сплоченные профсоюзы, массовые забастовки. Сорбонной стал управлять оккупационный комитет из 15 человек (об этом отдельно чуть ниже).

Во главе студентов встает некто Кон-Бендит (Daniel Marc Cohn-Bendit), гражданин ФРГ (в официальной прессе его «толерантно» именуют «Жид» и «Немец»), изучающий социологию в Сорбонне, завоевывает популярность призывами «разрушить буржуазное общество», совершить революцию «здесь и сейчас». Отвергает какой-либо конкретный идеал и ратует за перманентную революцию, ввязывается в драки с полицией, призывает к «немедленным выступлениям против существующей системы». Типичный провокатор, «нео-Гапон».

К падению администрации де Голля приводят Майские события во Франции 1968 – прообраз «оранжевой революции». 2 мая 1968 года в Латинском квартале - парижском районе, где находятся многие институты, факультеты Сорбонны, студенческие общежития - вспыхивает студенческий мятеж.

Особенно смешной протест

Рэволюсьонные лозунги

«Скука контрреволюционна» (L’ennui est contre-révolutionnaire).
«С 1936 года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и фольксваген, и всё же я прожил жизнь, как козёл. Не торгуйтесь с боссами! Упраздните их!» (Depuis 1936 j’ai lutté pour les augmentations de salaire. Mon père avant moi a lutté pour les augmentations de salaire. Maintenant j’ai une télé, un frigo, une VW. Et cependant j’ai vécu toujours la vie d’un con. Ne négociez pas avec les patrons. Abolissez-les!). «Твоё счастье купили. Укради его!» (On achète ton bonheur. Vole-le!).
«Живи, не тратя время (на работу), радуйся без препятствий!» (Vivre sans temps mort, jouir sans entraves!)
«Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД» (L‘alcool tue. Prenez du L.S.D).
«Пролетарии всех стран, развлекайтесь!» (Travailleurs de tous les pays, amusez-vous!)
«Звонит будильник. Первое унижение за день» (Le réveil sonne: Première humiliation de la journée!)
«В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра - отменить общество!» (Dans une société qui a aboli toute aventure, la seule aventure qui reste est celle d‘abolir la société!).

И далее:
«Секс – это прекрасно! (Мао Цзэ-дун)», «Всё – и немедленно!», «Реформизм – это современный мазохизм», «Оргазм – здесь и сейчас!», «Война – это мир», «Революция должна произойти до того, как она станет реальностью», «Нет экзаменам!», «Свобода – это рабство», «Границы – это репрессии», «Анархия – это я», «Незнание – сила», «Распахните окна ваших сердец!», «Нельзя влюбиться в прирост промышленного производства!», «Освобождение человека должно быть тотальным, либо его не будет совсем» и т.д.

23 и 30 июня прошли парламентские выборы, голлисты получили большинство мест – средний класс дружно проголосовал за де Голля.

7 июля в телевизионном обращении де Голль дал оценку произошедшим событиям: «Этот взрыв был вызван определенными группами лиц, бунтующими против современного общества, общества потребления, механического общества – как восточного, так и западного – капиталистического типа. Людьми, не знающими, чем бы они хотели заменить прежние общества, и обожествляющими негативность, разрушение, насилие, анархию; выступающими под черными знаменами».

События нe прошли бесследно для французской экономики. Инфляция, вызванная увеличением заработной платы и ростом цен, привела к сильному сокращению золотого запаса страны. Финансовый кризис, разразившийся в ноябре 1968, угрожал подорвать экономику. Чтобы спасти финансовую систему, де Голль вынужден предложить непопулярные меры стабилизации, включая строгий контроль над заработной платой и ценами, контроль за денежным обращением и повышение налогов. Его предложения отклоняются. 28 апреля 1969 де Голль уходит в отставку.

Шарль Де Голль в Москве

И творческое переосмысление этих событий

Жоан Миро
Май 1968

использовались материалы

«Красный май - 1968» в Париже: месяц всенародного безумства О событиях мая 1968 года в Париже, получивших особую актуальность в связи с «русской весной» 2012 года, рассказывает историк Николай Макаров. В послевоенные десятилетия Советский Союз делил сферы влияния с Западом, что обернулось затяжной, дорогостоящей и никому не нужной «холодной войной». Третий мир начал активно освобождаться: колонии постепенно выходили из-под контроля прежних хозяев, а революционная хунта Фиделя и Че и вовсе завоевала власть на Кубе. В середине 60-х началась нескончаемая «культурная революция» в Китае. А 1968-й стал кульминацией протестно-деструктивного безумства. Центр событий сместился в Старый Свет, хотя и в Америке было на что обратить внимание. Антивоенные и антипентагоновские протесты в Колумбийском университете в Нью-Йорке с последующим захватом здания студентами-леваками. «Пражская Весна». Западный Берлин: студенты забрасывают бутылками с зажигательной смесью штаб-квартиру газетного магната Акселя Шпрингера. Студенческие протесты в Лондоне и Риме (в центре «Вечного города» дошло до столкновений студентов с полицией). Мадрид, Стокгольм, Брюссель и другие крупные европейские города также оказались центрами брожения и недовольства. Везде, вроде бы, протестовали против войны во Вьетнаме, хотя при ближайшем рассмотрении американская агрессия выглядит только «вершиной айсберга»: поводов к массовому недовольству было много. Многим начинало казаться, что зреет мировая молодежная революция. Волны протеста уже не раз захлестывали мир. Но, наверно, нигде на тот момент они не вздымались так высоко, как весной 1968 года в Париже. К 1968 году Франция была страной с высоким уровнем жизни. За десятилетия мира страна не только оправилась, но и стала обеспеченной, немного «заплыла жирком». Средний класс благоденствовал: экономический рост, высокие зарплаты, «дома, машины, дачи». Конечно, у власти уже почти десять лет находился президент Шарль де Голль, радио и телевидение были огосударствлены; но это - мелочь. Свобода? Что вы, главное - стабильность. Духовный рост? К чему - есть же синема и «Мулен Руж». В стране сформировалось «общество потребления» с его довольно ограниченной буржуазной идеологией. Наверно, и вправду французы трудились не покладая рук. На молодёжь ужасно не хватало времени. Вот она и увлеклась, начала чудить. И главное - её внезапно оказалось так много!.. И вся учёная! Плюнуть нельзя, чтоб не попасть в студента! Франция, как никакая другая страна Европы, - уникальный индикатор перемены политических настроений нации. Классическая страна революций. Сколько раз в XIX веке монархия сменялась республикой! В ХХ-м «крепкие государственники» наподобие де Голля сменялись социалистами - сторонниками Миттерана, тот, в свою очередь, позже «раскачивал политические качели» совместно с либералом Шираком. Основной же тенденцией «большой политики» 1960-х становится постепенное, но неуклонное снижение рейтинга доверия населения к герою Сопротивления генералу де Голлю и усиление в обществе социалистических настроений. Национализм де Голля, рост влияния монополий, государственная монополия на ТВ- и радиовещание; внешняя политика, ориентированная (хоть и в новых формах) на обладание колониями и участие в «гонке вооружений» (хотя и не на стороне США и НАТО), не отвечали интересам и ожиданиям основной части французского общества. Всё большей части населения (особенно молодёжи) де Голль начинает казаться слишком уж авторитарным и «засидевшимся» политиком. Еще в 1965-м - пока еще неожиданно для многих - Франсуа Миттеран вышел во второй тур президентских выборов. На парламентских выборах 1967-го он сколотил коалицию левых сил, набравшую почти равное количество голосов с голлистами. «Левые» настроения в стране были самых разных оттенков: от коммунистических (правда, уже лишённых ориентации на «мировую революцию») до анархистских, от последователей убиенного ледорубом Троцкого до сторонников Мао. Извне масла в огонь подливали вьетнамская война и обстановка «холодной войны», ставшей толчком к зарождению антиядерного движения. Словом, в воздухе начинало пахнуть грозой. Попытка определить политическое мировоззрение юных французских бунтарей 1968-го наталкивается на некоторые сложности. Идеи, вдохновлявшие их, были разного толка: марксистские, троцкистские, маоистские, анархистские и т.п., нередко перетолкованные в романтически-протестном духе - словом, всё то, что получило название «гошизма» (фр. gauchisme - «левизна», «левачество»). Мао, Че, Режи Дебре, Герберт Маркузе, Франц Фанон - мало ли было политических и духовных вождей по всему миру у французской молодежи? Все они по-своему призывали к «отречению от старого мира» с его буржуазностью и империализмом, провозглашению - кто коллективистских, а кто крайне индивидуалистических ценностей, и к бунту, бунту, бунту… А ещё - философия Жан-Поля Сартра и Альбера Камю с их упором на свободу, «экзистенциальное» в человеке, ориентировавшее его на самовыражение, плюс - снова бунт и прочие формы «антигосударственного» поведения. Затем, в 1960-е, французская молодёжь много смотрела кино. Большой популярностью пользовались фильмы кинорежиссёра Жан-Люка Годара: «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью», «Альфавиль», «Безумный Пьеро». Годар тоже был «гошистом». И его работы были во многом нацелены на критику современного общества и создание «новой реальности», с экзистенциалистским подтекстом. Годар, по словам Александра Тарасова (автора большой и очень интересной работы «In Memoriam Anno 1968»), сыграл роль «предтечи и вдохновителя 1968 года». Немалую роль в идейной подпитке событий сыграло эпатажное ситуационистское движение во главе с Ги Дебором, идейную основу которого составлял причудливый для умопостижения микс из дадаизма, сюрреализма и марксизма. Ситуационисты призывали к отказу как от подчинения как государству и его законам, так и от принятых норм социальной жизни, общественной морали. Большая роль отдавалась эмоциональному началу. Это нужно было не столько осознавать, сколько чувствовать. Здесь трудно было провести грань - где идёт борьба за политические перемены, а где - просто спонтанное творчество, рождение «космоса из хаоса», внезапная материализация не высказанных, но разделяемых массой общих ощущений. Стоявший во главе этой части движения «Ситуационистский интернационал», по словам кинодокументалистки, участницы «Красного мая» Элен Шателелен, был «маленькой, острой на язык, очень умной группой. Все движение состояло из 5 человек, издававших газету „Интернасьональ ситуационист“. Но именно они подготовили культурную почву, „умную культуру“, чтобы этот взрыв произошёл» (источник). В итоге накопившийся у французской молодёжи «осознанный» протест явно соседствовал с горячим энтузиазмом, желанием самовыразиться и покуражиться. Революция и баррикады, столкновения с полицией и кайф прилюдного сумасбродства, борьба за реальные усовершенствования в экономике, политике, повседневности… И, конечно, - атмосфера народных гуляний, креатива, «свободной любви» - всё переплелось в этой бурной майской феерии. Кризисные явления в политике и экономике дали лишь первые ростки, а молодёжь уже оказалась недовольна. Трудности с местами в общежитиях, неважное материальное обеспечение учебных заведений. Правительство идёт по пути наименьшего сопротивления: денег нет! Количество мест в вузах сокращается, ужесточаются испытания студентов - особенно при поступлении. Студенты, и так имевшие к «старому миру» длинный счет, не заставили себя ждать. Зачинщиками беспорядков практически везде стали студенты гуманитарных факультетов. Начались они в университете Париж X-Нантер, в первых числах мая. Составить сколь бы то ни было «разумное» представление о требованиях студентов на первых порах выступлений достаточно сложно. Как пишет Александр Телевич, «студенты требовали то отмены экзаменов, то прекращения войны во Вьетнаме, то увеличения порций спагетти в кафетериях, то упразднения диктатуры в Греции, то разрешения курить повсеместно, то ликвидации расовой дискриминации». По воспоминаниям же Элен Шателелен, политический язык протестующих «оказался вне рамок того, о чем люди, спонтанно вышедшие на улицу, хотели сказать. Они сами не осознавали, чего они хотели. Это был момент глобального кризиса смысла: „Зачем жить?“, „Какой смысл имеет работа?“, „Какой смысл имеет общество?“» (источник). По сути, то был - возможно не оформленный, но подспудно ощущаемый - протест против застоявшегося буржуазно-обывательского западного общества с его традиционными вековыми ценностями; протест, взорвавший его и начавший - пусть поначалу незаметное - движение Запада к упадку. Выступления в Нантере моментально перекидываются на Сорбонну. 3 мая по инициативе её ректора Роша университет был закрыт. 4 мая в Париже начинается студенческая забастовка; столицу охватывают митинги. В ближайшие три дня волнениями охвачены уже все университетские центры Франции (Тулуза, Лион, Нант, Страсбург и др.). К забастовкам университетов присоединились средние школы. В поддержку студентов выступают известные представители французской интеллигенции (Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Франсуаза Саган, Франсуа Мориак и другие). Власти арестовывают некоторых участников выступлений; 5 мая объявлен запрет на демонстрации. Молодёжь, естественно, и не думала повиноваться. «Запрещается запрещать!» - провозглашают в ответ вожаки студенческого движения. Строить для доказательства своей правоты баррикады парижанам приходилось уже не раз. С 1827 по 1860 г. в Париже баррикады возводились восемь раз; то же случалось в 1870–1871-м, 1944-м… В 1968-м революционное нетерпение вновь подняло парижан на «уличное строительство». В дело шел любой подручный материал: даже горшки с цветами и лотки с овощами. Строили баррикады и покрепче: с использованием символа буржуазной обеспеченности - автомобилей. «Это не были баррикады против кого-то, - считает Элен Шателелен, - это были баррикады памяти. У меня было странное чувство, что я вижу, как народ, люди, пишут страницы своей собственной истории. Баррикады не были противостоянием и борьбой, это было абсолютно на символическом уровне… Это было связано с поэтическим образом мышления… Первые баррикады были не против полиции, хотя они, возможно, и пригодились для защиты - это был чисто метафизический жест… Это были баррикады абсурда; что они защищали, никто не знал … То, что произошло, было огромным театром» (источник). 6 мая в знаменитом Латинском квартале Парижа была жестоко разогнана 60-тысячная демонстрация. В тот же день начинаются первые баррикадные бои. Около 400 человек было арестовано. Около 600 оказались в больницах. Латинский квартал представлял собой тогда жуткое зрелище: «…Сожжённые автомобили, деревья, вырванные с корнем, разбитые витрины, развороченные брусчатые мостовые» (источник). Начинается агитация среди рабочих, листовки и газеты протестующих распространяются в тысячах экземпляров. Стены домов покрываются яркими граффити. К 10 мая студенты бунтуют по всей Франции. Число баррикад, возведённых к этому дню студентами Парижа в районе площади Эдмона Ростана, было около 60-ти. На баррикады студенты воздрузили черные и красные флаги. Полицейские пошли на штурм, перетекший в пятичасовое побоище, в результате которого было ранено более 350 человек, сожжено почти две сотни автомобилей. Это была «первая ночь баррикад». Париж в эту ночь не спал. Участниками «театра» стали не только демонстранты и полиция, но и простые парижане. Полицейские жестокости вызвали в горожанах вполне объяснимое человеческое сочувствие к пострадавшим студентам. Они находили приют в «обывательских» домах, где их кормили, оказывали помощь. Кроме того, уличные столкновения были и беспрецедентным шоу, на которое зрители-парижане бурно реагировали с мостовых, из окон и с балконов. Конечно, поддержка высказывалась демонстрантам, а действия полиции сопровождались свистом и улюлюканьем. Из окон на головы полицейских летели горшки с цветами. Опрос общественного мнения показал тогда, что 80 процентов «паризьенов» поддерживали студентов. Но силы были всё-таки неравны. После пяти часов «театра абсурда» студенты разбежались по приказу своего вожака Даниэля Кон-Бендита. Кстати, кто он - месье Кон-Бендит или попросту «Красный Дани»? Даниэль Кон-Бендит Родившийся в 1945 г. в семье немецких евреев, бежавших во Францию в 1933-м, Даниэль Марк Кон-Бендит вырос в этой стране, но в 1958 г. переехал с родителями в Германию. Получив в 1963 г. гражданство и ФРГ, и Франции, Даниэль отказался от французского, чтобы не идти в армию. Однако Франция не была им забыта. В 1966-м году он поступил в Парижский университет, где стал участником «Fédération anarchiste», но в 1967-м перебрался из неё в маленькую анархистскую группу Нантера. Наверно, там было больше возможностей для реализации лидерских качеств. По приглашению Даниэля в Париж приехал с «революционной» лекцией лидер Социалистического союза немецких студентов К.Д. Вольф. В Нантере Кон-Бендит стал во главе движения за сексуальные свободы. Отличался он и экстравагантными «па»: например, во время речи министра образования по случаю открытия университетского бассейна в Нантере Кон-Бендит … попросил у министра закурить, а впридачу - разрешения свободно посещать женское общежитие. Хулиган, да и только! Подобные выходки перемежались агитацией в пользу «перманентной революции». Немудрено, что этот парень получил большую популярность в среде студентов. Его побаивались университетские власти: решившись однажды отчислить его, они спровоцировали волнения. Приказ об отчислении пришлось отменить. Популярность Кона во время волнений дошла до такой степени, что протестующие студенты, желая полностью индентифицироваться со своим вождем, часто скандировали: «Nous sommes tous les juifs allemands» («Мы все немецкие евреи»)! «Красный Дани» (как прозвали его студенты за ярко-рыжую шевелюру, очень гармонировавшую с «краснотой» настроений) призывал участников беспорядков «создать брешь», в которую вольются широкие массы населения. Но задача-максимум - ниспровержение власти - была всё-таки неосуществима. В июне Кон-Бендита депортировали в Германию. На родине родителей он стал одним из основателей автономистской группы «Революционная борьба», где судьба близко свела его с Йошкой Фишером - будущим министром иностранных дел Германии, а тогда - тоже лидером «Революционной борьбы», замешанной, как предполагали немецкие власти, в насильственных акциях. Позже Кон-Бендит политически «позеленел» и начал активную борьбу против атомной энергии. В 1984 г. он вступает в немецкую партию «зелёных», в 1989-м становится вице-мэром Франкфурта, в 1994-м избирается депутатом Европарламента, а в 1999-м сближается с «зелёными» Франции, от которых снова избирается в Европарламент (в 2009 г.). На сегодня Кон-Бендит - вполне преуспевающий европейский политик, причем активно участвующий в политической жизни двух стран - Германии и Франции. Конечно, делая карьеру в сегодняшней политике, на революционных лозунгах далеко не уедешь. Но в 1968-м всё было иначе. Несмотря на помпезные заявления премьера Жоржа Помпиду о том, что правительство «защитит республику», 14 мая полиция оставила Сорбонну. Аудитории были заняты студентами, митингующими дни и ночи напролёт. «Революционное творчество масс» достигает апогея. Студенты состязаются в лозунгах. «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» «Твоё счастье купили. Укради его!» «Под булыжниками мостовой - пляж!» «В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра - отменить общество!» «Революция невероятна, потому что она настоящая». «Культура - это жизнь наоборот». «Поэзия на улицах!» «Секс: Это хорошо, - изрек Мао (но не слишком часто)». «Товарищи! Любовью можно заниматься и в Школе Политических наук, а не только на лужайке». «Вся власть воображению!» «Да здравствует сюрреализм!». Де Голль, кризис, международная напряженность … Всё это так. Но не менее важно, что душе хочется карнавала, а телу, - выпить, курнуть, ну и - сами понимаете… В Сорбонне «появились аудитория имени Че Гевары, плакаты „Запрещается запрещать!“ и объявления „Кури что хочешь - хоть анашу“. Статуи Пастера и Гюго покрыли красными флагами. День и ночь во дворе Сорбонны играл джаз-банд. Занятий не было. В аудиториях шла дискуссия: что делать дальше. Вожак восставших Даниэль Кон-Бендит призывал к революции. Что это означало, никто не понял» (источник). Примерно та же обстановка воцарилась в театре «Одеон», где к студентам присоединилась «взрослая» интеллигенция Парижа. Опираясь на революционный энтузиазм, студенты все текущие вопросы (снабжение, медпомощь, информационные дела) решали сами - с помощью самоорганизовавшихся комитетов. При комитетах работали столовые, спальни, даже детские ясли. В занятых аудиториях поддерживалась чистота и относительный порядок. Сорбонной управлял Оккупационный комитет из 15 человек. По требованию анархистов, опасавшихся «бюрократического перерождения», состав комитета полностью менялся каждый день. Тоже ведь сюрреализм! Во второй половине мая образуются так называемые Комитеты революционного действия. Одним из проявлений народного самоуправления были даже добровольные поездки студентов и рабочих «на картошку» - помогать крестьянам с высадкой ценного корнеплода. Студенческие выступления в 1968-м имели место во многих европейских странах, но нигде, кроме Франции, они не привели ко всеобщей забастовке. Она была объявлена 13 мая, на фоне новой парижской демонстрации в поддержку студентов и за отставку де Голля (по разным оценкам, в ней принимало участие от 400 тысяч до более миллиона человек). К середине мая в Париже не работали транспорт, телефон, радио и телевидение. Париж и Франция были погружены в пучину анархии. Профсоюзы вели от имени бастующих рабочих торговлю с предпринимателями; антиголлистское движение ширилось. К 24 мая в стране бастовало свыше 10 миллионов человек. Среди требований забастовщиков самыми популярными были отставка де Голля, а также формула «40-60-1000» (40-часовая рабочая неделя, пенсия с 60-ти лет, минимальная зарплата 1000 франков). Были у протестующих и вполне реальные достижения: «Изгнав из сферы сбыта посредников (комиссионеров), революционные власти снизили розничные цены: литр молока стоил теперь 50 сантимов вместо 80, а килограмм картофеля - 12 вместо 70. Чтобы поддержать нуждающиеся семьи, профсоюзы распределили среди них продовольственные купоны. Учителя организовывали детские сады и ясли для детей бастующих. Энергетики взялись обеспечить бесперебойное снабжение молочных ферм электроэнергией, организовали регулярную доставку кормов и горючего в крестьянские хозяйства. Крестьяне, в свою очередь, приезжали в города для участия в демонстрациях. Больницы переходили на самоуправление, в них избирались и действовали комитеты врачей, пациентов, практикантов, медсестер и санитаров» (источник). Словом, практически все сферы жизни находились какое-то время под контролем «красномайцев». Де Голль возвратился из Румынии 18 мая. Он поступил, казалось бы, по-солдатски прямо и честно: предложил народу референдум по вопросу о поддержке президента. В тот же день в Париже прошла новая грандиозная демонстрация. 23 мая Париж пережил «вторую ночь баррикад»: студентов взорвало известие о готовящейся высылке Д. Кон-Бендита из Франции. В новых кровавых столкновениях около 1500 человек было ранено, около 800 арестовано, погиб один студент и один полицейский. 29 числа де Голль внезапно исчез. Как выяснилось - он отправился на базу французских войск в Баден-Бадене в ФРГ (искал почвы для военного переворота?). Лидеры «Красного мая» тут же выступили с призывом к захвату власти, поскольку она «валяется на улице». Но де Голль тоже быстро сориентировался. 30 мая, вернувшись, он выступил по радио, огласив своё намерение остаться во главе страны. Вскоре был распущен парламент. Но… Движение вскоре пошло по нисходящей, а к концу мая месяца по сути выдохлось. «По законам жанра» в изначальном виде оно не могло существовать долго. Как в учебниках истории: не было ни четкой программы, ни единого центра, ни проработанных способов борьбы. Когда движение сместило акцент на «большую политику», затухание студенческого карнавала стало неизбежно. 10–11 июня - «на сладкое» - состоялись последние баррикадные бои в Латинском квартале. Сошло на нет и забастовочное движение. Несколько дней спустя вышел специальный президентский указ о запрете леворадикальных группировок. 12 июня Кон-Бендита всё-таки выслали в Германию. 14–16 июня полиция очистила «Одеон» и Сорбонну от студентов и ликвидировала последние очаги сопротивления в Латинском квартале. Внеочередные парламентские выборы, прошедшие по стране 23–30 июня, показали, что Франция всё-таки испугалась. Голлисты получили в Национальном собрании 358 мест из 485-ти. Хотя политическая судьба де Голля была предрешена: 27 апреля 1969 года он покинул свой пост, уступив его бывшему премьер-министру - Жоржу Помпиду. С тех пор прошло более сорока лет. Жизни активных участников «Красного мая» сложились по-разному. Но весьма многие из «Soixantehuitards» («парней 68-го»), включая депутата Европарламента Даниэля Кон-Бендита, вполне вписались сегодня в «буржуазный» истеблишмент Европы. Это известные журналисты (М. Кравец - шеф заграничной службы известной газеты «Либерасьон», Ж.-Л. Пенину - один из ведущих публицистов той же газеты, М.-А. Бурнье - главный редактор журнала «Актюэль», Ж.-П. Рибе - редактор и шеф приложений к журналу «Экспресс», Ж.-М. Бужеро - директор и редактор журнала «Эвенеман дю жади», Э. Кабалье - управляющий «Сигма-Телевизьон»); профессора и ученые (П. Башле и А. Жейсмар - профессора Сорбонны, Р. Линьяр - известный социолог, Андре Глюксманн и Ги Ландро - известные философы и писатели); чиновники (Ф. Барэ - генеральный инспектор Министерства образования); кинодокументалисты, архитекторы, предприниматели … Хотя есть и такие, как Ален Кривин - лидер троцкистской «Коммунистической революционной лиги», - до сих пор исповедующие «гошистские» взгляды и являющиеся видными политическими фигурами в этом спектре. О событиях «Красного мая» можно писать целые диссертации. Да многое уже и так написано, спето, снято. Из интересного и познавательного можно отметить романы: «1968: Исторический роман в эпизодах» Патрика Рамбо и роман Робера Мерля «За стеклом». Рамбо, во многом вне идейно-политического подтекста, суховато и беспристрастно рассказывает о захвате студентами Сорбонны и «Одеона», движении рабочих, деятельности правительства. Роман же Мерля являет собой почти документальное воспроизведение событий начала 1968-го в Нантерском университете. Интересна книга американского исторического публициста Марка Курлански «1968. Год, который потряс мир». В ней много аналитики, попыток разобраться в исторических корнях явлений 1968-го в мировом масштабе, а также в тех последствиях, которые они дали миру. Профессор исторического факультета Оксфордского университета Роберт Гилди создал цифровой архив отчетов «Вокруг 1968-го: Активисты, сети и траектории» («Around 1968: Activists, Networks and Trajectories»). Авторами отчетов стали сами участники событий (более 500 человек из 14 стран Европы). Но этот архив носит сугубо научную форму и, при всём своём богатстве, может быть интересен, скорее, лишь историкам и их студентам. Интересные подборки научных и публицистических материалов можно найти в интернете. Так, подборка «1968 год во Франции» содержится на сайте научно-просветительского журнала «Скепсис», много полезных ссылок на литературу дают энтузиасты группы «Париж 1968 (Красный май)». Событиям «Красного мая» на фоне построения собственной реальности и личных (в первую очередь сексуальных) взаимоотношений молодых французов посвящен фильм Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» (2003 г.). Что же дал миру «Красный май» и какие уроки преподнес он будущим поколениям? Если пытаться ответить на этот вопрос «узко», беря в расчет в непосредственные последствия для Франции, то в первую очередь это - конец «голлизма» с его «разгулом государственности» и частичное удовлетворение требований протестовавших (в основном это касалось некоторого улучшения условий жизни трудящихся). «Левые» настроения на протяжении 1970-х годов были очень популярны на Западе. Культурные последствия имели более широкий охват. Будь жив в это время известный российский публицист и историк, идеолог русского дворянства XVIII века Михаил Щербатов, он наверняка написал бы книгу «О повреждении нравов во Франции». То, что называют термином «сексуальная революция», - во многом родом из «Красного мая». Свобода, порой доходящая до абсурда, во взаимоотношениях полов («Изобретайте новые сексуальные извращения» - призывал один из лозунгов в Нантере), вполне реальная революция в стиле одежды, тенденциях моды, а главное - новый взгляд общества на отношения мужчины и женщины - всё это во многом последствия тех самых событий 1968-го года. И не только во Франции, но и по всему западному миру. Более узкий срез того же плана - воздействие событий на западную молодёжную культуру. В том числе и на рок-культуру, движение хиппи. Эдуард Лимонов в своей статье «Май 1968 года в Париже и его политические последствия» (опубликованной, кстати, в педагогической газете «Первое сентября»!) писал: «…Империя юности просуществовала с 1968-го до конца 70-х годов. Только в этот промежуток времени молодёжь была осознана собой и другими как класс, с особыми запросами и потребностями». Были у «Красного мая» и другие глобальные последствия. Конец колониальной системы был по сути предрешён раньше, но события 1968-го во Франции и других странах сыграли тут роль одного из «последних гвоздей». Какова в современном западном мире острота национальных отношений, связанная с потоками хлынувших в бывшие метрополии мигрантов, думается, объяснять не надо. Западная цивилизация продолжает трещать по швам. Можно пытаться строить разные сценарии её дальнейшего развития, но, скорее всего, «старая добрая Европа» в своем традиционном виде больше не возродится. И «Красный май» сыграл в этом отношении огромную роль. Весьма интересно то, что во «Французской весне» были хоть какие-то рациональные моменты:

«Изгнав из сферы сбыта посредников (комиссионеров), революционные власти снизили розничные цены: литр молока стоил теперь 50 сантимов вместо 80, а килограмм картофеля - 12 вместо 70. Чтобы поддержать нуждающиеся семьи, профсоюзы распределили среди них продовольственные купоны. Учителя организовывали детские сады и ясли для детей бастующих. Энергетики взялись обеспечить бесперебойное снабжение молочных ферм электроэнергией, организовали регулярную доставку кормов и горючего в крестьянские хозяйства.

а в наших «московских гуляниях» нет ничего, кроме тупого и бесполезного фрондёрства. Только, как я уже писал в ЖЖ одной из моих френдесс: собаку герцога Бофора по кличке Писташ, с помощью которой герцог троллил свою охрану, в результате отравили, кучу людей побили, много чего разрушили и сожгли, а Фронда так и не победила. На материал навёл –

Майские события во Франции 1968 года

Через несколько дней беспорядков выступили профсоюзы, объявившие забастовку, затем ставшую бессрочной; митингующие (как студенты, так и рабочие и служащие) выдвигали конкретные политические требования. Среди них была отставка де Голля, а также формула «40 - 60 - 1000» (40-часовая рабочая неделя, пенсия в 60 лет, минимальный оклад в 1000 фр.)

Предпосылки

Экономическая ситуация

Парадоксально, но кризис мая 1968 происходит на фоне десятилетия беспрецедентного экономического роста. В экономике это было время апогея «Славного тридцатилетия» . В это время уровень жизни во Франции стал одним из самых высоких в мире, что определило формирование потребительского общества в стране. Однако несколько месяцев, предшествующих маю 1968, продемонстрировали симптомы ухудшения экономической ситуации. Количество безработных в начале 1968 года составило около 500 тысяч человек и постоянно росло. Среди безработных оказывались в первую очередь представители молодёжи. Для борьбы с безработицей было создано Национальное агентство занятости . На протяжении 1966-1967 годов в столичном регионе и провинциях произошло значительное количество забастовок.

Два миллиона рабочих получали заработную плату в размере минимальной гарантированной оплаты труда и чувствовали себя исключенными из всеобщего процветания. Эту группу по большей части составили заводские рабочие, женщины и иммигранты. Реальная заработная плата стала снижаться и рабочие стали беспокоиться об условиях своего труда. Профсоюзы выступили против постановления 1967 года о социальном обеспечении . Городские трущобы разрастались, самые известные из которых в Нантер , прямо на глазах студентов.

Даже у самых привилегированных классов были основания для беспокойства: популяризация высшего образования привела к проблемам с размещением студентов в общежитиях, проблемам с транспортом и материальным обеспечением учебных заведений. В 1967-1968 правительство возвращается к обсуждению ужесточения отбора в высшие учебные заведения, что приводит к волнениям студентов.

Политическая ситуация

С точки зрения политики, события происходят во время упадка «голлистской» Республики, начавшегося в 1958 году.

Параллельно множились группы некоммунистических гошистов (троцкисты , маоисты и т.д.). Политизация и агитация поддерживалась молодёжью, например через Вьетнамский комитет, состоящий по большому счёту из лицеистов и студентов, изобличавших «американский империализм» через видение войны во Вьетнаме . Холодная война послужила толчком к созданию антиядерного движения (фр. ).

Среди французов была непопулярна государственная монополия на телевидении и радио, через которые открыто велась правительственная пропаганда (свободными были только печатные СМИ). Внешняя политика престижа 78-летнего Шарля де Голля и его национализм не отвечали материальным, культурным и социальным ожиданиям французского большинства. Социально-экономическая политика стала важной причиной утраты доверия к де Голлю. Рост влияния отечественных монополий, аграрная реформа, выразившаяся в ликвидации большого числа крестьянских хозяйств и гонка вооружений привели к тому, что уровень жизни в стране не только не повысился, но и во многом стал ниже (к самоограничению правительство призывало с 1963). Наконец, всё большее раздражение постепенно вызывала личность самого де Голля - он начинает казаться многим, особенно молодёжи, неадекватно авторитарным и несовременным политиком.

Лозунги и граффити мая 1968

Бо́льшая часть граффити была насыщена духом бунтарства и хилиазма , приправленного остроумием бастующих. Граффити, призывающие к отмене всякой работы, отражают влияние ситуационистского движения.

L’ennui est contre-révolutionnaire.
Скука контрреволюционна.

Soyez réalistes, demandez l’impossible.
Будьте реалистами, требуйте невозможного!

Nous ne voulons pas d’un monde où la certitude de ne pas mourir de faim s"échange contre le risque de mourir d’ennui.
Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрёшь с голоду, платят риском помереть со скуки.

Ceux qui font les révolutions à moitié ne font que se creuser un tombeau.
Те, кто делают революцию наполовину, роют себе могилу. (Сен-Жюст)

On ne revendiquera rien, on ne demandera rien. On prendra, on occupera.
Мы не будем ничего требовать и просить: мы возьмём и захватим.

Plebiscite: qu’on dise oui qu’on dise non il fait de nous des cons.
Как ни проголосуешь на плебисците, «да» или «нет», из тебя всё равно сделают козла!

Depuis 1936 j’ai lutté pour les augmentations de salaire. Mon père avant moi a lutté pour les augmentations de salaire. Maintenant j’ai une télé, un frigo, une VW. Et cependant j’ai vécu toujours la vie d’un con. Ne négociez pas avec les patrons. Abolissez-les.
С 1936 года я боролся за повышение зарплаты. Раньше за это же боролся мой отец. Теперь у меня есть телевизор, холодильник и «фольксваген», и всё же я прожил жизнь, как козёл. Не торгуйтесь с боссами! Упраздните их!

Le patron a besoin de toi, tu n’as pas besoin de lui.
Ты нужен шефу, а он тебе - нет.

Travailleur: Tu as 25 ans mais ton syndicat est de l’autre siècle.
Рабочий! Тебе 25 лет, но твой профсоюз из прошлого века!

On achète ton bonheur. Vole-le.
Твоё счастье купили. Укради его!

Sous les pavés, la plage !
Под булыжниками мостовой - пляж!

Ni Dieu ni maître !
Ни Бога, ни господина!

Soyons cruels !
Будем жестокими!

Vivre sans temps mort, jouir sans entraves
Живи, не тратя время (на работу), радуйся без препятствий!

Il est interdit d’interdire.
Запрещать запрещено.

Dans une société qui a aboli toute aventure, la seule aventure qui reste est celle d‘abolir la société.
В обществе, отменившем все авантюры, единственная авантюра - отменить общество!

L‘émancipation de l‘homme sera totale ou ne sera pas.
Освобождение человечества будет всеобщим, либо его не будет.

La révolution est incroyable parce que vraie.
Революция невероятна, потому что она настоящая.

Je suis venu. J‘ai vu. J‘ai cru.
Пришёл. Увидел. Поверил.

Cours, camarade, le vieux monde est derrière toi !
Беги, товарищ, за тобой старый мир!

Il est douloureux de subir les chefs, il est encore plus bête de les choisir.
Тяжело подчиняться начальникам, но ещё глупее их выбирать.

Un seul week-end non révolutionnaire est infiniment plus sanglant qu‘un mois de révolution permanente.
Один уик-энд без революции гораздо более кровав, чем месяц перманентной революции.

Le bonheur est une idée neuve.
Счастье - это новая идея.

La culture est l‘inversion de la vie.
Культура - это жизнь наоборот.

La poésie est dans la rue.
Поэзия на улицах!

L‘art est mort, ne consommez pas son cadavre.
Искусство умерло, не пожирайте его труп.

L‘alcool tue. Prenez du L.S.D.
Алкоголь убивает. Принимайте ЛСД .

Debout les damnés de l‘Université.
Вставай, проклятьем заклеймённый университет!

SEXE: C‘est bien, a dit Mao, mais pas trop souvent.
СЕКС: Это хорошо,- изрек Мао,- но не слишком часто. (Пародия на популярные среди левых Цитаты Мао Цзэдуна)

Je t‘aime! Oh! dites-le avec des pavés!
Я тебя люблю! О, скажи мне это с булыжником в руке!

Camarades, l‘amour se fait aussi en Sc. Po, pas seulement aux champs.
Товарищи! Любовью можно заниматься и в Школе Политических наук, а не только на лужайке.

Mort aux vaches!
Смерть ментам! (букв. коровам)

Travailleurs de tous les pays, amusez-vous!
Пролетарии всех стран, развлекайтесь!

L’imagination au pouvoir
Вся власть воображению!

Le réveil sonne: Première humiliation de la journée !
Звонит будильник. Первое унижение за день.

Imagine: c’est la guerre et personne n’y va !
Представь себе: война, а на неё никто не пошёл!

«Красный май» в искусстве

Майские события были также отражены в фильме «Побег » (Франция, ) с Пьером Ришаром в главной роли.

Английская группа The Stone Roses, вдохновлённая событиями мая 1968 во Франции, использовала в оформлении обложки своего одноименного альбома 1989 года лимон, который ели бунтовщики, используя его как защиту от слезоточивого газа. Песня «Bye Bye Badman» с того же альбома посвящена тем событиям.

Британский дизайнер Кеннет МакКензи использовал дату парижского восстания в названии своего инди-бренда одежды 6876 (sixeightsevensix), где две первые цифры как раз означают 1968 год.

В наше время

Людей, участвовавших в этих событиях или им сочувствующих, называют по-французски фр. soixante-huitards , «парни 68-го». В настоящее время многие, хотя и не все, ветераны 1968 года, - в том числе Кон-Бендит, ставший депутатом Европарламента , Андрэ Глюксман и другие, - вписались в общественный истеблишмент Франции и Европы. Одновременно многие, как, например, Ален Кривин или Даниэль Бенсаид , продолжают активно участвовать в леворадикальном движении.

См. также

Литература

Научные работы

  • Трудовая Франция против власти монополий. Майско-июньские события 1968 г. и дальнейшее развитие классовой борьбы. Отв. ред. Ю. Н. Панков. - М.: «Наука», 1973.
  • А. Л. Семенов. Левое студенческое движение во Франции (1956-1968 гг.). - М.: «Наука», 1975.

Художественная литература

  • П. Рамбо. 1968: Исторический роман в эпизодах. - М.: Ультра. Культура, 2004. ISBN 5-98042-048-7 .
  • Р. Мерль . За стеклом (1970)