Законы относящиеся к психологическим. Теория психологических систем: семь законов психологии

Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. Они действуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитивном уровне. Можно ли в этом случае говорить об успешном управлении? Едва ли. Конечно, производство будет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления. Но какова цена такого преодоления?

Основными законами психологии управления (управленческой деятельности) являются:

1. Закон неопределенности отклика.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия.

3. Закон неадекватности самооценки.

4. Закон искажения информации.

5. Закон самосохранения.

6. Закон компенсации.

Рассмотрим каждый из этих законов отдельно.

Закон неопределенности отклика

Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях - апперцепции и наличии стереотипов сознания.

Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.

Стереотипы сознания - устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Как действует этот закон? Разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На банальную грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой - смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. Если бы не существовало различий во внутренних психических структурах, то на одно и то же воздействие каждый человек реагировал бы одинаково. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», - в этих словах поэта отражена сущность закона неопределенности отклика.

Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона, а именно то, что даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть - это непреложный закон психологии управления. Рассмотрим на конкретном примере, как действует этот закон. Босс отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда - нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Шеф неудовлетворен. Он пытается выяснить у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам.

При этом у руководителя и у подчиненного под влиянием апперцепции и стереотипов сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения неисполнительности. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И шеф, и подчиненный совершают ошибку: первый - потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй - потому что избрал неправильный способ защиты.

Закон неадекватности взаимного восприятия

Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Но ведь человек - система гораздо более сложная, едва ли поддающаяся полному описанию.

1) Человек всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места». Это и понятно - психологически «открытая» личность может стать жертвой чьих-либо манипуляций.

3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. В этом, конечно, нет ничего дурного, ибо таков естественный процесс самовыражения.

Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:

а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки

Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной - она всегда либо завышена, либо занижена. Кроме того, человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Следует помнить, что человек - это существо не столько рациональное, логическое, разумное, сколько алогическое, эмоциональное, нерациональное и порой неразумное. Его психику упрощенно можно представить в виде осознаваемого (логико-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-интуитивного) компонентов. Скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

Закон искажения информации

Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. Происходит это не по чьей-то злой воле. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

1) Язык, на котором передается управленческая информация, является языком многозначным. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50% (кстати, на этом факте построена известная игра «испорченный телефон»).

2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) Люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации.

Что делать для того, чтобы свести искажение к минимуму? Рекомендуется произвести следующие действия:

1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения

Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Понять смысл и значение этого закона очень легко. Представим себе производственное совещание, на котором руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих немедленно отреагировал на предложение и сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», - ответил на это руководитель.

Что происходит в этой ситуации со всеми присутствующими? Их сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания - людей, коллективно решающих проблему. Как видим, несоблюдение закона сохранения личностного статуса приводит к отрицательному результату. На этом примере хорошо видно, что психологические законы не только влияют на качество работы, но зачастую и определяют его.

Что делать в подобных ситуациях? Рекомендуем организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи».

Закон компенсации

В общем виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, диктофоны, еженедельники и т. д.

Эксперт Владимир Гаджиевич Алиев, руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.

Психология управления как отрасль практической психологии изучает в том числе и управленческой деятельности. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии в межличностных отношениях и в групповом общении, и действуют, как и любой закон, в зависимости от того, знаем мы их или не знаем, или нет. Основными законами психологии управления и управленческой деятельности в целом являются:

1. Закон неопределенности отклика.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия.

3. Закон неадекватности самооценки.

4. Закон искажения информации.

5. Закон самосохранения.

6. Закон компенсации. Рассмотрим каждый из них.

Закон неопределенности отклика называют законом зависимости внешних воздействий ранних психологических условий. Он основывается на двух психологических явлениях - апперент и наличии стереотипов сознания. Апперент – зависимость восприятия от прошлого опыта. Стереотипы сознания - устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Этот закон утверждает, что разные люди в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой - смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», - в этих словах Ф. Тютчева отражена сущность закона неопределенности отклика. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона: даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть в полной мере. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть - это непреложный закон психологии управления.

Например: начальник отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда - нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Начальник выясняет у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам. В данной ситуации у обоих под влиянием апперцепции и стереотипов сознания возникают свои, иногда диаметрально противоположные объяснения данному факту. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И начальник, и подчиненный совершают ошибку: первый - потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй - потому, что избрал неправильный способ защиты.


Закон неадекватности взаимного восприятия состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той полнотой, которая была бы достаточной для принятия серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает полностью адекватным, точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим в определенном ракурсе, то есть только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Такое искажение вызывается многими причинами, основными из которых психологи считают следующие:

1) Человек постоянно находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени каждый человек может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места», чтобы не стать жертвой чьих-либо манипуляций.

3) Часто человек не может дать исчерпывающую информацию о себе потому, что не в полной мере знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, Какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. Психологи настаивают, что неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение.

В осуществлении управленческой деятельности с учетом закона неадекватности восприятия руководители должны использовать следующие принципы подхода к людям:

а) принцип универсальной талантливости, который с управленческой точки зрения принимает форму девиза: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип развития заключается в том, что способности (как общие, так и специальные) могут развиваться;

в) принцип неисчерпаемости свидетельствует о том, что ни одна оценка, данная человеку, не может считаться окончательной.

Закон неадекватности самооценки. Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при оценке других людей. Известно, что самооценка редко бывает адекватной - она либо завышена, либо занижена. Человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Человек - это существо не только рациональное, логическое, разумное, но и эмоциональное, нерациональное, а порой и неразумное, поэтому скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

Закон искажения информации . Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». В основе потери смысла информации лежит язык, на котором передается управленческая информация. Какими бы строгими или точными не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50 %.

Если информация неполная, если доступ к ней ограничен, и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации может измениться не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения. Кроме того, люди, воспринимающие информацию и передающие ее, отличаются друг от друга по уровню образования, интеллектуального развития, по своим потребностям, а также и по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации. Чтобы свести искажение к минимуму, специалисты в области психологии управления рекомендуют:

1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно снабжать сотрудников всей необходимой информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

Закон самосохранения состоит в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Например, на производственном совещании руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих сразу отреагировал на это предложение, но сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», - ответил на это руководитель. В этой ситуации у всех присутствующих сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания - людей, коллективно решающих проблему.

Закон компенсации в общем виде означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области жизнедеятельности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способностями или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, слаборазвитую память можно компенсировать умело организованным трудом и использованием системы фиксирования информации: записными книжками, диктофонами, еженедельниками и т. д.

Таким образом, на результат деятельности руководителя оказывает определяющее влияние его умение строить процесс управления с учетом законов и закономерностей психического и социального развития трудового коллектива, индивидуальный подход к людям, который основывается на достижениях современной психологии управления.

Основной закон психологии.

Время, в котором мы живем, имеет одну особенность - как никогда ранее в истории человечества огромное количество людей хотят разобраться в себе, сделать свою жизнь бесконфликтной, спокойно и радостной. Мы изучаем себя, свою психику, свои побуждения и эмоции.

Именно поэтому можно сказать, что мы живем в век Психологии. Мы хотим знать о психологии все, все ее мельчайшие законы и нюансы.

И это парадоксально, потому что самый главный, самый основной закон психологии, вокруг которого и построено все здание современной психологической науки, всем нам открыт, он на виду... Но мы его не замечаем, не осознаем и не используем...

Мы смотрим под ноги и ищем лужу, странным образом не замечая величественных просторов моря в шаге от нас...

Основной закон психологии каждому из нас отлично известен - мы его изучали в школе в 7-ом классе на уроках биологии - поэтому воспринимается он нами как нечто банальное и малозначимое. Мы знаем основное положение этого закона, но даже не представляем себе его глубину и фундаментальную важность.

Между тем на базе этого основного закона психологии образовался ряд признанных научных школ (бихевиоризм, необихевиоризм, рефлексология, нейропсихология и др.), объясняющих поведение человека и животных. Политики, тренеры, психологи, дрессировщики всех стран давно используют этот основной закон психологии в своей деятельности.

Но мы в своей повседневной жизни его не используем, поэтому ругаемся с окружающими, кричим на детей, грубим близким, беспрестанно портим себе и другим нервы и настроение укорами, требования, претензиями, спорами и ссорами.

Мы изо всех сил стараемся пробить головой стену вместо того, чтобы повернуть ручку и открыть дверь.

Основной закон психологии был открыт в России примерно 100 лет назад Нобелевским лауреатом Иваном Петровичем Павловым. Школьники этот закон запоминают примерно в такой формулировке: "слюнотечение у собак по звонку".

И.П.Павлов, изучавший пищеварение у животных, заметил, что у собак начинается слюноотделение не только на еду, но даже на звук шагов человека, приносящего миску. Причем собака в этот момент еще не видит пищу и не чувствует ее запаха, а слюна тем не менее у нее выделяется.

Обратив пристальное внимание на этот странный факт собачьей физиологии, Павлов и открыл механизм образования условных рефлексов.

И.П.Павлов начал экспериментировать с различными сигналами.

Он звонил в звонок и сразу после этого давал собаке пищу. Вскоре слюна начинала вырабатываться уже только на звук звонка. Ранее нейтральный стимул - звук звонка - стал вызывать у собаки непроизвольную физиологическую реакцию (условный рефлекс) - слюноотделение.

Павлов усложнил опыт. Теперь он включал лампочку, а после этого звонил в звонок (еду при этом уже не давал). Вскоре слюноотделение стало вырабатываться и на включение лампочки. Павлов это назвал "формированием условного рефлекса второго порядка", то есть выработка еще одно условного рефлекса на основе ранее выработанного рефлекса.

Таким образом оказалось, что условные рефлексы могут формироваться и косвенным путем.

Очень важной оказалась и последовательность предъявления стимулов.

Например, если собаку колоть иголкой, а затем давать ей мясо, то у собаки вырабатывался своего рода мазохистский характер - болезненный укол иглы постепенно начинал восприниматься, как желанный, и собака в итоге стала на него реагировать вилянием хвоста и радостью. (В некоторых опытах использовался постепенно нарастающий по силе электрический ток, вплоть до ожогов. Результат был тем же - собака не реагировала даже на ожоги).

Однако если изменить последовательность стимулов (т.е. сначала давать мясо, а затем колоть иголкой), то у собаки развивается отвращение к этому виду мяса.

Опыты Павлова были продолжены (и продолжаются до сих пор) его многочисленными последователями со всех континентов.

Американские исследователи (Gustafson, Garcia, 1974 г.) применили методику Павлова для того, чтобы отучить волков и койотов убивать домашний скот у фермеров. Они вылавливали волков и койотов и кормили их кусками баранины, содержащими рвотное вещество (хлорид лития). У хищников, съевших такое мясо, начиналась головокружение, тошнота и рвота.

После выздоровления голодных хищников помещали в загон с овцами. Почувствовав запах овец, хищники начинали убегать от них! А потом, будучи выпущенными на волю, обучали этому и своих детенышей. В результате волки и койоты перестали нападать на стада фермеров.

Идут исследования и в другом перспективном направлении - на лабораторных крыс воздействуют сильным запахом камфоры, после чего делают инъекцию препарата, повышающего иммунитет. В результате опытов сформировалась условная реакция - запах камфоры стал приводить к повышению иммунитета уже без всякой инъекции.

Методику Павлова очень легко можно проверить и на самом себе, научиться управлять такими реакциями своего организма, которые не подлежат сознательному контролю.

Например, мы не можем сказать зрачкам своих глаз: "А теперь, пожалуйста, расширьтесь!". Этот процесс не контролируется сознательно - зрачки расширяются и сужаются только в зависимости от степени освещенности.

Но мы легко можем заставить свои зрачки расширяться в ответ, например, на негромкий хлопок ладоней. В освещенной искусственным светом комнате хлопните в ладоши и сразу же выключите свет. В темноте зрачки расширятся. Подождите секунд 15 и включите свет.

Затем повторите все снова: хлопок, выключение света, 15 секунд в темноте, включение света. Через 20-30 попыток можете проверить свой новый условный рефлекс - зрачки будут расширяться уже только на хлопок ладоней, при включенном свете.

Примерно так же можно вызвать у себя отвращение к сигаретам.

Тело отвечает на резкий громкий шум реакцией страха. Поэтому можно проделать такую процедуру: взять в пальцы сигарету, одновременно включить секунд на 15 шум в радиоприемнике на полную громкость, после этого положить сигарету и выключить шум.

Шум субъективно оценивается, как очень неприятный внешний сигнал, поэтому если такую процедуру проделать раз 20-30 (можно и больше), то сигарета в руках начнет вызывать дискомфорт и неприятное чувство тревожности.

Вместо радио-шума можно использовать любой другой неприятный звуковой сигнал - трение стекла о стекло, пенопласта о пенопласт, запись громкого визга и т.п.

Методику Павлова можно использовать для лечение различных психологических заболеваний, например, новое направление исследований - респираторная психофизиология - позволяет приучить себя на уровне рефлексов к медленному и глубокому дыханию в ответ на стрессовое состояние и панику (Ley R., 1999). А так как паника и стресс несовместимы с таким дыханием, то этот способ становится очень эффективным средством для борьбы с тревожностью и паническими состояниями.

Джин Эйбл (США, университет Эмори) использовал методику Павлова для лечения гомосексуализма и других парафилий (ранее считалось, что эти сексуальные отклонения практически не подлежат лечению). Эффективность методики достигла 85%.

Однако методика Павлова применима не только к лечению заболеваний, но и к нашей повседневной жизни, к решению обычных вопросов, касающихся каждого: как приучить своего ребенка к спорту, как выработать в себе отвращение к перееданию, как без конфликтов устранять межличностные проблемы и непонимание.

В современной литературе методику формирования условных рефлексов принято называть "способом положительных и отрицательных подкреплений", или "методом кнута и пряника".

И.П.Павлов первым сделал вывод о том, что психика человека - это набор условных рефлексов, сформированных в течение жизни. Причем, что особо важно, большинство этих условных рефлексов сформированы "методом кнута" - нас наказывали, на нас кричали, унижали, оскорбляли и т.п.

В результате, реализуя в жизни эти рефлексы, мы по сути следуем своему страху, поддерживаем и взращиваем страх. Не удивительно, что количество психосоматических заболеваний (заболеваний, вызванных стрессами) достигает 70% от всех обращений в поликлиники.

Мы можем воспитывать наших детей так же, как и нас воспитывали - "методом кнута" и страха. Но в какой-то момент мы вдруг заметим, что дети перестают реагировать на окрики, а все наши слова и самые благие наставления вызывают лишь отторжение и неприязнь.

Но мы можем пойти другим путем и попробовать более трудный и непривычный, но гораздо более эффективный способ - "метод пряника", положительных подкреплений. Так мы сохраним и психику ребенку, и свои добрые с ним отношения на всю жизнь.

Впрочем, подробно рассказывать сейчас о методе "положительных подкреплений" я не буду - эта тема прекрасно освещена в великолепной книге Карен Прайор "Не рычите на собаку!". Вряд ли я раскрыл бы эту тему лучше.

Я очень рекомендую прочитать эту книгу каждому, кто стал или готовится стать родителем. Каждый пример в этой книге, каждый совет - это живая иллюстрация и пример того, как можно легко и элегантно применять открытие И.П.Павлова в нашей повседневной жизни. Приятного Вам чтения!

Современный человек все время ищет гармонию, он хочет сделать свою жизнь радостной, счастливой и бесконфликтной. С этой целью мы много работаем, изучаем психологию и хотим разобраться в своих чувствах. Но для полного счастья нам постоянно чего-то не хватает. Причина этого - мы ищем гармонию не внутри себя, а снаружи. Довольствоваться тем, что имеем, многие люди не умеют, а некоторые теряют душу, приобретя "весь мир".

Психика не передается по наследству, она представляет собой набор условных рефлексов, сформированных в течение . У основного количества людей эти рефлексы возникли под воздействием "метода кнута" - нам запрещали, на нас кричали, нас наказывали, оскорбляли и унижали. Реализация этих рефлексов в жизни - это постоянный страх, который мы поддерживаем и взращиваем. Поэтому неудивительно, что среди нас мало спокойных и здоровых, в основном мы окружены раздражительными и конфликтными людьми, а причиной развития заболеваний у 70% больных является стресс. А ведь можно пойти другим путем и воспитывать своих детей "методом пряника", который более трудный и долгий, зато эффективный. Так мы сохраним и психику ребенка и создадим условия, чтобы новое поколение не повторяло наши ошибки и хотя бы наши дети жили, соблюдая законы жизни, что у нас у самих не всегда получается. Законов жизни в психологии довольно много, но вот эти по нашему мнению, самые интересные:

1. Закон соответствия . Человек имеет то, что заслуживает. Не ждите, что вас кто-то полюбит, если вы сами не способны на безграничную любовь. Не критикуйте и не предъявляйте претензии к другим людям, меняйте свое отношение к ним. Только меняя себя, мы можем изменить к себе отношение окружающих.

2. Закон перемен . Если хотите достичь чего-то в жизни, не ждите, а берите власть над обстоятельствами в свои руки. Из-за своей пассивности многие люди упускают реальный шанс стать успешным и счастливым. Расставлять приоритеты должны вы сами, а не жизнь. Плывя по течению стать хозяином судьбы невозможно. Если вы никуда не поедете, то никуда и не приедете.

3. Закон шлагбаума . Каждый человек ошибается, примите ошибки как возможность исправиться. Ошибки - это препятствие или шлагбаум, не пересекая который вы не сможете дальше ехать. Не все вокруг будут одобрять ваши решения, вы не сможете стать для всех идеальным. Не вините себя, любите себя с правом на ошибку. Избегание неудач не делает человека счастливым.

4. Закон ограниченности . Невозможно иметь все и сразу. Не гонитесь за будущим, потакая своим прихотям и желаниям. Живите настоящим, чтобы не "проехать" мимо счастья в поисках богатства. Не привязывайтесь и к прошлому, оно не дает вам возможности находить счастье в настоящем.

5. Закон выбора . Все происходящее в нашей жизни - это результат нашего выбора. Мир полон возможностей и у вас всегда есть выбор. Если вы сегодня проживаете вместе с нудным и скучным человеком, то вы сами выбрали эту компанию. Каждый человек сам является творцом своей судьбы и счастья. Без потерь не бывает приобретений. Заходя в одну дверь, вы пропускаете другие. Только вам решать, в какую дверь вам лучше войти. Потеряв что-то, мы часто приобретаем другое.


6. Закон зеркала . Люди, которые вас окружают - это ваше зеркало. Все они в какой-то степени повторяют ваши манеры поведения и черты характера. Подобное притягивает подобное. Все, с кем вы сейчас живете и дружите, соответствуют вашему внутреннему миру. Например, если вас постоянно обманывают, значит, вы легко доверяете и верите каждому встречному.

7. Закон зависимости . Никто никому ничего не должен. Ваши проблемы никто не решит, если вы сами к себе равнодушны. Не надо навязывать свою помощь, если вас об этом никто не просит. Чтобы быть добрым, надо быть сильным. Невозможно быть сильным, если вы не верите в себя и свои силы. Иногда лучше сказать "нет", чем обещать и не выполнить обещание.

8. Закон создания . Для того чтобы построить что-то новое надо расчистить место, разрушив старое. Не стоить рушить, не зная путей к созданию нового. Берегите то, что имеете, чтобы потеряв его не плакать. Не зная пути ведущей к счастью, легко можно заблудиться.

9. Закон платы . Платить придется за все - за бездействие и за действие. Плата за бездействие обойдется дороже. Если ничего не делаешь, то ничего и не получишь. Жаль, что многие это осознают только перед смертью.

10. Закон оптимизма . Сама по себе жизнь ни трудная и ни легкая. Плохой или хорошей делает ее наше отношение к ней. Учитесь наслаждаться и получать удовольствие от всего, что вас окружает. От прекрасных творений природы, от детских улыбок и спешащих мимо вас куда-то прохожих! Любите жизнь и радуйтесь каждому новому дню!

Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на разработку ее понятийного аппарата и выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления.

Законы раскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы дальнейшего развития. Специфика каждой науки, в том числе и психологии, отображается в характере ее законов.

Выявление и познание законов психологии имеет свои особенности и трудности, связанные с необычной природой психических явлений. Ведь психические состояния субъекта недоступны постороннему наблюдению. Задача же психологии заключается в том, чтобы, пользуясь объективными методами, раскрыть объективные законы, которым подчиняется психика.

Психическим явлениям присуща динамическая изменчивость. Исследуя многократно тот же психический процесс, можно заметить, что всегда он зависит от определенных условий и протекает по-другому. Это не случайность. Психическое как субъективное отражение не может быть неизменным. Поэтому законы, которые открывают в психологии, не определяют твердо и однозначно связи между явлениями. Это - законы - тенденции, в которых общее выступает как тенденция.

В психологии известно много законов. Некоторые из них даже выраженные в строгом математической форме. Они относятся к различным уровням психического, раскрывают его различные измерения. На основе анализа того, что в них отражено, Б. Ломов разделил их на шесть основных групп.

1. Законы, в которых отражаются относительно простые зависимости, например устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психическими явлениями, а также между самими явлениями. В частности, это основной психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно которому интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

2. Законы, которые раскрывают динамику психических процессов во времени. Один из них - закон перцепции, открытый М. Ланге. Он отражает закономерную последовательность фаз процесса восприятия: зрительный перцептивный образ разворачивается фазами - от грубого различения общих пропорций предмета и его положения к формированию дифференцированного и завершенного образа.

3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примером может служить современное представление о памяти. Сначала рассматривалась как простую однородную функцию. Однако в процессе исследования оказалось, что она является сложной системой, которая включает определенную структуру хранилищ информации, их реорганизацию, а также потоки информации и процессы управления им.

4. Законы, в которых фиксируется зависимость эффективности поведения человека от уровня ее регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, обосновывающая зависимость успешного решения задач от уровня мотивации. Согласно ему существует определенный уровень мотивации, при котором производительность выполнения задач является высокой. Дальнейший рост мотивации не повышает (а иногда снижает) производительность.

5. Законы, касающиеся психического развития человека, рассматривается в масштабе ее жизни. Примером является закон о неравномерности (гетерохронность) развития психических функций в отдельные периоды и в течение всей жизни человека.

6. Законы, в которых раскрываются основы различных психических свойств человека. В частности, зависимость психических качеств человека от его деятельности в системе общественных отношений.

Эта классификация не является окончательной и неизменной: психология как наука находится в постоянном развитии, проявляя ранее неизвестные психические факты, формулируя новые законы, уточняя известны. Законы каждой группы проявляют существенные устойчивые связи лишь в определенной плоскости. Поэтому ни один из них не является универсальным - он является узким, неполным и приближенным и имеет свои границы применения. Вот почему строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявить объективный закон, но и установить условия и пределы его действия.

Методология современного психологического поиска значительной степени определена нынешним состоянием и связями психологии с другими науками. Современное исследование характеризуется комплексностью, т.е. наличием многих междисциплинарных связей. Философия, социология, физиология и другие дисциплины привносят своеобразие в систему методов и результатов психологических исследований. Однако психическое не сводится ни к социальному, ни к физиологическому.