Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века. Военная форма XVIII века Военные мундиры 18 19 века

Легкая пехота в Пруссии была создана при короле Фридрихе II Великом (1740-1786 годы) и продолжала развиваться на протяжении последующих лет.
Изначально легкая пехота представляла собой совершенно особенный род войск, который не имел ничего общего с линейной пехотой. Однако к концу XVIII века легкая пехота все больше становилась «универсальной пехотой», которая была способна действовать как в рассыпанном, так и плотном строю.

Стрелки

В соответствии с Приказом от 3 марта 1787 года в каждой роте полагалось иметь десять стрелков, таким образом в каждом полку было по 120 стрелков.
С 5 мая 1793 года в каждом полку появился горнист, который должен был передавать стрелкам приказы на поле боя.
Позднее, в декабре 1793 года, горнисты уже были в каждом батальоне.
Численность стрелковых отделений фузилерских рот была увеличена в 1796 году с десяти до двадцати двух человек.
Позже от стрелковых отделений отказались в пользу «третьей шеренги» — одна из трех шеренг батальона выступала в качестве резерва и прикрывала фланги основных сил.

До 1808 года солдаты стрелковых отделений пехотных батальонов носили стандартную пехотную униформу с некоторыми отличиями:
на головном уборе носился маленький плюмаж черно-белого цвета и черно-белые шнуры на треуголке у унтер-офицеров;
на штыке у унтер-офицеров присутствовал черно-белый темляк;
стрелки гренадерских батальонов носили черно-белый плюмаж, первоначально из шнура, затем из перьев.

В марте 1809 года был сформирован отдельный силезский стрелковый батальон.
В силезских стрелковых батальонах носили униформу следующего образца:
кивер стандартного образца, но без канта, только с кокардой и пряжкой спереди.
Офицерский кивер украшался серебряными и черными шнурами, золотым орлом и цепью, а также черным перьевым султаном с белыми точками.
Кивер образца 1814 года украшался как в егерских частях.
камзол темно-зеленого цвета с темно-зелеными отворотами фалд с кантом красного цвета, желтыми пуговицами, черным воротником с красным кантом, черными «бранденбургскими» манжетами с красным кантом и темно-зелеными петлицами;
до 1815 года — черные погоны с красным кантом;
ранцы из телячьей кожи и ремни черного цвета.

20 июня 1814 года был сформирован гвардейский стрелковый батальон, который был полностью укомплектован добровольцами из района Нефшатель, который был присоединен к Пруссии.

Фузилеры

Фузилерские батальоны появились в Пруссии 1787 году. В то время в прусской армии фузилерами называли солдат, обученных ведению боевых действий в рассыпном строю. Исходя из этого, основным цветом их униформы стал зеленый, а отличительными полковыми были приглушенные цвета.
Белое кожаное снаряжение было заменено черным.
Фузилеры носили шапки с изображением прусского орла до 1812 года, когда были введены кивера.
Изначально введенне для фузилеров брюки зеленого цвета вскоре были заменены на белые.

Каждый такой батальон состоял из четырех рот и насчитывал 19 офицеров, 48 сержантов, 13 музыкантов (в каждой роте был барабанщик и горнист, плюс батальонный горнист), 80 капралов, 440 рядовых и 40 резервистов.
Вспомогательная служба батальона состояла из контроллера, батальонного квартирмейстера, четырех хирургов (в том числе и батальонного хирурга) и оружейника.
В составе батальона имелось 40 .
На 8 апреля 1891 года было сформировано 20 батальонов, сведенных в шесть бригад:

В 1797 году число батальонов достигло 27, но в 1806 году их осталось 24:

В реальности батальоны называли не по номерам, а по фамилиям их командиров.

Реорганизация прусской армии активно началась в 1808 году, при этом менее выраженными стали отличия между легкой и линейной пехотой.

Что касается униформы фузилеров, то в 1789-1796 годах они носили темно-зеленые камзолы покроя, аналогичного пехотным, белые жилеты, бриджи до колен. черные гетры, шляпы-каскетки с орлом, шейные платки черного цвета, белые ремни.

Батальонную принадлежность в 1789-1796 годах определял цвет воротника, манжет, лацканов и пуговиц (смотри таблицу ниже).

У офицеров черная, карминная и темно-зеленая отделка была из бархата.
Офицерские треуголки украшались бело-черным плюмажем, кокардой и пряжкой с маленьким орлом.
Обувь — сапоги.
Солдаты вооружались фузилерскими мушкетами и короткими палашами, офицеры — шпагой. Цвет темляка на палаше с 1793 года определял принадлежность к роте:
1-ая — белый;
2-ая — темно-зеленый;
3-я — оранжевый;
4-ая — фиолетовый.
Укороченный камзол с красной подкладкой и воротником, манжетами и лацканами бригадного цвета (смотри таблицу ниже) появился в 1797 году.


В 1797-1807 годах вместо каскеток были введены треуголки с белым кантом, а цвет помпона различал батальоны:

24 августа 1801 года был введен цилиндрический войлочный кивер черного цвета, который украшался орлом того же цвета, что и пуговицы и плюмажем того же цвета, что и помпон на треуголке и белым кантом вдоль верхнего края.

В 1806 году батальонную принадлежность определяли следующие цвета:

В 1808 году прусским фузилерам была определена новая униформа, которая по покрою соответствовала униформе линейных пехотных полков.
Головным убором стал кивер высотой 18 см из черного войлока. Длина верхней кромки — 56 см.
Вдоль верхней кромки белый кант (у рядовых) и золотой (у унтер-офицеров и офицеров).
Вдоль нижней кромки кивера черная кожаная полоса.
Козырек из кожи черного цвета, подбородочный ремень из кожи шириной 2 см.
На верхней кромке кивера спереди прикреплен цветной помпон бело-черного цвета (у рядовых) и серебристо-черный (у офицеров).

Черно-белая кокарда, прикрепленная к киверу медной пуговицей.
«Петля» белого цвета (у рядовых) и латунная (у офицеров и унтер-офицеров).
В 1814 году был введен кивер нового образца — высотой 17 см, расширяющийся кверху. Окружность по верхней кромке равнялась 58 см.
Его бока были усилены полосками кожи, вдоль верхней кромки также проходила черная кожаная полоса.
Эллиптической формы помпон был закреплен сверху.
Кожаный подбородочный ремень отсутствовал, вместо него был латунный чешуйчатый, который крепился на висках розетками в форме горна.
Спереди кивера располагалась монограмма FWR с короной.
На парадах этот кивер украшался белыми шнурами.

Кители темно-синего цвета, имевшие фалды с отворотами маково-красного цвета, украшались по следующей схеме:

Летняя парадная униформа фузилера прусского 6-го пехотного полка (1-го западно-прусского), 1808-1814 годы.
На голове фузилера кивер образца 1808 года.
После того, как фузилерские батальоны были введены в состав линейных пехотных полков, фузилеры стали носить камзолы синего цвета с отделкой полкового цвета.
Фузилерские отличия:
кокарда на кивере;
черная кожаная экипировка;
фузилерская сабля с темляком.
Цвет темляка определял принадлежность к ротам:
зеленый — первая рота;
желтый — вторая рота;
синий — третья рота;
красный — четвертая рота.
Патронную сумку носили на кожаном ремне черного цвета шириной 5 см через левое плечо.
Ранцы носили за спиной на одном или двух черных ремнях.
На ранце сверху видна скатка серой шинели, в походах ее носили через плечо.

За спиной подвешивалась фляжка: в походах ее носили в сером чехле, на парадах — в белом.

Парадная униформа прусского офицера-фузилера 5-го пехотного (4-го восточно-прусского пехотного полка), 1815 год.
На этом рисунке изображен офицер в полной парадной униформе прусской армии после окончания кампании 1815 года.
Полковая идентификация — в цвете воротника и манжет, а именно:
Восточная Пруссия — красный кирпич;
Западная Пруссия — малиновый;
Померания — белый;
Бранденбург — алый;
Силезия — лимонно-желтый;
Магдебург — светло-голубой;
Вестфалия — розовый;
Рейн — крабово-красный.
Нумерация полка определялась цветом погон, а именно:
1-й полк — белый;
2-й полк — алый;
3-й полк — желтый;
4-й полк — светло-синий.

Информация: Haythornthwaite «World uniforms and battles 1815-50»

Егеря

Изначально, пеший егерский полк прусской армии в 1792 году состоял из 10 рот. К 1802 году количество рот в полку было увеличено.

В 1808 году остатки пешего егерского полка были сведены в гвардейский егерский батальон (отмобилизован в 1813 году) и восточно-прусский егерский батальон (отмобилизован в 1812 году).
В конце 1815 года на базе руссо-германского легиона был сформирован новый егерский батальон.

Униформа рядового прусского пешего егерского полка, 1806 год (справа — рисунок Кнетеля).
Во время кампании 1806 года все двенадцать рот пешего егерского полка носили данную униформу.
Планировалось переобмундировать пеший егерский полк, однако это так и не успели сделать.
Рядовой восточно-прусского егерского батальона, 1808-1813 годы.
На рядовом парадная униформа восточно-прусского егерского батальона, который принимал активное участие в кампаниях 1812-1814 годов.
Кивер похож на кивер линейных пехотных полков,
но без тесьмы и с зелеными шнурами (у рядовых), серебряными и черными (у офицеров). На парадах к нему прикалывали плюмаж черного цвета (у рядовых), черно-белого цвета (у унтер-офицеров), черный с белым кончиком (у сержант-майоров).
Темно-зеленый камзол с красным кантом, воротником, погонами, манжетами и отворотами фалд.
Патронная сумка на черном ремне через левое плечо.
За спиной — телячий ранец.

Информация: «Прусская легкая пехота 1792-1815» (Новый Солдат № 213)

Источники:
1. «Прусская легкая пехота 1792-1815» (Новый Солдат № 213)
2. Ullrich «The prussian Army under Frederick William II and Frederick William III, 1786-1807»
3. Ridder «Uniformes de l’armée prussienne, 1813-1814»
4. Elting «Napoleonic uniforms» (volume IV)
5. Mallinson «Armies of the Napoleonic wars»
6. Haythornthwaite «World uniforms and battles 1815-50»
7. Smith «An illustrated encyclopedia of uniforms of the napoleonic wars»
8. Schmidt «Prussian regular infantryman 1808-15»
9. Merta «Uniformen der Armee Friedrich Wilhelms III»

Представляю вам работы реконструктора-униформиста, некоторые из его работ выставленны в музеях.Он большой знаток униформы 18-19 веков, может сшить для вас практически любую форму тех времён. Он на столько увлечён реконструкцией, что даже не выходит в интернет. Заказать форму и связаться с изготовителем можно по телефону: 89053687409


1 Каска пехотная, Россия, 70-е года 18 века.Материал: кожа,сукно,мех,латунь, галун.



2-3 Кивер, образца 1812 года.Россия.Пехота.Материал:кожа,сукно,латунь

4 Кивер гусарский,образца 1805 года.Павлоградский полк.Материал: кожа,сукно,латунь


5 Шляпа генеральская.Франция, начало 19 века.Материал: фетр,сукно,галун,перья страуса.


6 Шляпа.Франция, начало 19 века.Материал: фетр, сукно, галун.


7 Шляпа генеральская.Россия, начало 19 века.Материал: фетр,сукно,галун


8 Шляпа генеральская.Россия, 30-е годы 18 века.Материал: фетр,галун, перо


9 Шляпа.Франция 60-80е годы, 19 век.Материал: фетр, галун,перо страуса.


10 Шляпа, конец 19 века.Германия.Материал: фетр,галун, перо страуса.

В Российской империи после смерти Петра Великого в последующие годы царствования русских монархов форма обмундирования изменялась, но в общем сохранялись образцы Петра I, только они все более и более усложнялись, особенно после Семилетней войны, повлекшей за собою культ прусского короля Фридриха II Великого. Стремление к удобству в форме обмундирования было совершенно забыто; его заменило желание сделать из солдата молодца с виду и дать ему такое обмундирование, на содержание которого в порядке уходило бы все свободное от службы время.

Военная форма русской армии XVIII - начала XIX века.

1. Офицер пехотного полка (период правления Анны Иоанновны, 1732-1742 годы).
2. Офицер гусарского полка (период правления Екатерины II, 1776-1782 годы).
3. Гренадер мушкетерского полка (период монархии Павла I, 1797-1801 годы).
4. Офицер егерского полка (период правления императора Павла I, 1796-1801 годы).

Особенно много времени употреблял солдат на содержание в порядке своей шевелюры; волосы причесывали в две букли и косу и в пешем строю пудрили; в конном разрешалось волос не пудрить и в букли не завивать, забирая в одну плотную косу, но зато требовалось отращивать и высоко подчесывать усы или, у кого их нет, иметь накладные. Одежда солдата была до чрезвычайности узка, что вызывалось требованием тогдашней стойки и особенно маршировки не сгибая колен. Многие части войск имели лосиные брюки, которые перед надеванием смачивались и сохли уже на людях. Обмундирование это было настолько неудобно, что в наставлении для обучения рекрут было предписано одевать его не ранее как через три месяца, предварительно научив солдата прямо стоять и ходить, да и при этом условии "одевать мало-помалу, из недели в неделю, дабы не вдруг его связать и обеспокоить".

Форма обмундирования во времена правления Петра III и в последующее царствование Екатерины II соблюдалась, особенно в гвардии, весьма неточно, да и в армии командиры частей позволяли себе самовольно изменять форму. Гвардейские офицеры вне строя форму почти не носили. Все это вызывало представления об изменении военной формы, которая и была в конце царствования Екатерины изменена по настоянию князя Потемкина, говорившего, что "завиваться, пудриться, плесть косы – солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов".

Обмундирование армии было сильно упрощено и сделано значительно удобнее; оно состояло из широких кафтана и штанов, засунутых в высокие сапоги; но в кавалерии и особенно в гвардии военное обмундирование осталось по-прежнему в виде блестящей и неудобной формы, хотя сложные прически и лосины исчезли из обыкновенной формы обмундирования войск. Павел I пересадил в Россию целиком прусское обмундирование войск. Форму обмундирования составили широкий и длинный мундир с фалдами и отложным воротником, узкие и короткие штаны, лакированные башмаки, чулки с подвязками и штиблетами и небольшая треугольная шляпа.

Полк от полка отличался цветом воротников и обшлагов, но цвета эти были без всякой системы и чрезвычайно пестры, трудно запоминались и плохо различались, так как в число цветов входили и такие, как абрикосовый, изабелловый, селадоновый, песочный и т.п. Прически вновь получают важное значение; солдаты пудрят волосы и заплетают их в косы уставной длины с бантом на конце; прическа была так сложна, что в войсках заведены были особые парикмахеры.

Военная форма русской армии при Петре III и конца XVIII века во времена Павла I.

1. Карабинер времен правления Петра III.
2. Унтер-офицер, гусар лейб-гвардии Павла I.
3. Рядовой кирасир времен правления императора Павла I.
4. Флейтщик Преображенского полка времен императора Павла I.

Форма обмундирования моряков за время от Петра I до Екатерины II почти не изменяется, а лишь усложняется; борта и воротники камзолов высших чинов расшиваются золотом, на ноги надевают штиблеты, волосы собирают в букли и косы и пудрят. Довольно значительным разнообразием отличались формы обмундирования в период с 1764 года до начала XIX столетия; за это время морские артиллеристы имели все обмундирование красного цвета, головным убором им служили каски с медвежьим гребнем; у матросов строевые камзолы были белого цвета с такими же лацканами, двубортные, с серо-зелеными воротником и обшлагами, а рабочие камзолы, так называемые бостроги, – однобортные серо-зеленого цвета, в обоих случаях короткие штаны до колен, летом белые, полотняные; сапоги высокие; оригинальна была шапка, войлочная, высокая, с отворотом внизу, напоминающая русский гречаник. Летом рабочий костюм матроса состоял из тикового камзола с синими продольными полосками и башмаков. Вообще надо заметить, что обмундирование матросов XVIII столетия было довольно хорошо приспособлено к его работе и достаточно удобно.

Итоги первой войны с турками дали дальнейший толчок к военным реформам в России. Душой этих реформ был новый фаворит императрицы Екатерины II Григорий Александрович Потемкин . Под его энергичным руководством русская армия стала сильнейшей в Европе, а новый комплекс военной одежды назвали его именем - "потемкинским" мундиром.

Первые реформы были проведены почти сразу после окончания войны. В 1775 г. в кавалерии у кирасир отменили кирасы и каскеты на шляпах (последнее касалось и карабинер). В целом в регулярной кавалерии упразднились седла и ботфорты, заменяясь более легкими венгерскими седлами и сапогами, палаши заменили саблями. Драгуны были вновь реформированы в полки ездящей пехоты, цвет их мундиров изменился на зеленый.

Но глобальные перемены начались в начале 1780-х гг. в ходе подготовки новой войны с турками. Теперь все русские солдаты были одеты в единую и практичную униформу. Роды войск, как и прежде, различались цветами мундиров, а воинские специальности, например, в пехоте, обозначались цветами плюмажей на касках:

белый - гренадер, желтый - мушкетер, зеленый - егерь.

Из холодного оружия у мушкетеров остался только штык, а гренадеры вместо шпаги получили на вооружение саблю, у егерей для самообороны ввели пистолет, а унтер-офицеры и отборные стрелки получили штуцер.

В кавалерии множество существовавших родов оружия первоначально было сокращено до трех: карабинеров, легкоконных и кирасиров. Драгун к этому времени можно было считать ездящей пехотой. Все кавалеристы были одеты в одинаковые синие куртки с красным прибором, отличаясь незначительными деталями (цветом пуговиц, аксельбантами). Исключение составляла элита регулярной кавалерии - кирасиры. Они сохранили палевый цвет своих мундиров и разноцветный прибор для каждого полка. Еще большим исключением являлись мундиры кирасир полка наследника (великого князя Павла Петровича - будущего императора Павла I), продолжавших носить традиционные колеты и ботфорты. Появившиеся в 1790-х гг. несколько новых полков гусар и конных егерей отчасти изменили картину общего единообразия. Следует отметить, что единообразие это и без того было подтачиваемо мелкими и крупными новшествами, неизбежно возникавшими в полевой армии, долгое время ведущей военные действия.

В этот период впервые униформу получили несколько казачьих корпусов, прежде носивших только свои национальные костюмы.

Лебединой песней "потемкинского" мундира можно назвать форму конно-артиллерийских рот, сформированных в Санкт-Петербурге уже после смерти Потемкина под патронажем клана Зубовых (Платон Зубов был последним фаворитом императрицы Екатерины II).

Из книги: "300 лет европейского солдата (1618-1918)"
Энциклопедия военного костюма.

Публикации раздела Традиции

Краткая история мужской моды XVIII - начала XX века

В месте с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru

Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru

Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII - XVIII вв. Фотография: reenactor.ru

Очень долгое время - до XVIII века - мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке - кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы - длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты - так их называли во Франции - короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные - из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором - вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип - искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

«Великий мужской отказ» и денди

Мужской костюм. Фрак. XVIII в. Фотография: letopis.info

Мужской костюм. XVIII в. Фотография: costumehistory.ru

Мужской костюм. Сюртук. Начало XIX в. Фотография: foto-basa.com

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки - одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками - удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак - разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны - их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» - отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм - культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма - цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука - была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный - вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки - нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

Мужской костюм. 2-я пол. XIX в. Фотография: mir-kostuma.com

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка - шляпы с округлой, очень жесткой тульей - они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален - костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб - без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.

История мужского костюма: от XVIII до начала XX века