Фгос ноо по технологии в начальной школе. Использование инновационных образовательных технологий в достижении планируемых результатов фгос ноо

Подготовила Хазиева А.М.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8

г. Туймазы

как средство реализации ФГОС НОО

Сегодня школа нацелена на достижение современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, навыки самостоятельной деятельности, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Об этом говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Но все же в учебном процессе сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.

Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям программы.

Так что же такое “технология”, в чём её отличие от методики?

Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве. Есть множество определений понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

В отличии от методики:

Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

    Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.

    Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.

    Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.

    Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.

    Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.

    Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

    Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия, педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивает личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

К их числу можно отнести:

    Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

    Педагогика сотрудничества

    Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

    Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

    Игровые технологии

    Проблемное обучение

    Проектно-исследовательская технология

    Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

    Технология уровневой дифференциации обучения

    Групповые технологии

    Информационно-компьютерные технологии

    Система развивающего обучения Л. В. Занкова

    Общие основы технологий развивающего обучения

    Здоровьесберегающая технология

В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (Таблица № 1)

Задача современного педагога: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ: подготовка дидактического материала, участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников; тестирование по предметам, проверка техники чтения; поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы; виртуальные путешествия, тренажёры по предметам, тестирования; развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождается обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека

Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии, а компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Просмотр содержимого презентации

Современные педагогические технологии

как средство

реализации ФГОС НОО


.Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)


«Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

«Педагогическая технология» - это совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств.


Критерии педагогических технологий:

- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего? );

- отбор и структура содержания (что?);

- оптимальная организация учебного процесса (как?);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего?);

- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто?);

- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).


В самом общем виде технология - это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть .


Причины выбора инновационных технологий

  • Образовательные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы.
  • Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету.
  • Они обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода.
  • Они обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
  • Образовательные технологии обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу.
  • Они проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности.
  • Образовательные технологии ориентируются на развитие творческой деятельности.

Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира

Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту

процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.

Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)


Современные педагогические технологии

это набор операций по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями


Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества


Технологии на основе

активизации и интенсификации

деятельности учащихся


Технологии на основе

эффективности управления и

организации учебного процесса

  • Технология перспективного обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
  • Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов
  • Групповые технологии
  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

Частнопредметные

технологии

Технология совершенствования

общеучебных умений

в начальной школе

Технология раннего и

интенсивного обучения

грамоте


Технология

развивающего обучения


Дистанционные технологии обучения

Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения.


Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Актуализация

знаний

Метод и приёмы

Игровые технологии

Создание игровой ситуации.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность.Эвристическая беседа.

Сообщение темы

и целей

урока

Психофизическая тренировка (настрой на урок).

Алгоритмическая разминка.

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа по

теме

урока

Работа в группах, парах.Эвристическая беседа.

Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)

Индивидуальная, групповая, парная работа.

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Компетентностно-ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах.

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания.

Развивающее обучение

Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.

Игровые технологии

Физминутка

Игровая ситуация.

Проблемное обучение

Индивидуальная (самостоя-тельная) работа

Создание проблемной ситуации.

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.

Индивидуальный и дифференцированный подход

Подведение итогов

урока

Информационно-коммуникативные технологии

Разноуровневые задания.

Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод.

Подведение итогов в паре.

Гуманно-личностная технология

Рефлексия

Создание ситуации успеха.

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Здоровьесберегающая

Тренинг «Я смог…Что получилось?»


И НФОРМАТИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА ХХI ВЕКА.

Отсюда следуют цели использования ИКТ:

Повысить мотивацию обучения; Повысить эффективность процесса обучения; Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; Совершенствовать методики проведения уроков; Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания; Планировать и систематизировать свою работу; Использовать как средство самообразования; Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).


Требования, предъявляемые к учителю,

работающему с применением ИТ:

  • владеть основами работы на компьютере
  • иметь навыки работы с мультимедийными программами
  • владеть основами работы в Интернете

  • Электронные учебники
  • Тренинговые компьютерные программы
  • Компьютерные лабораторные практикумы
  • Контрольно-тестирующие комплексы…

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Терпенья вам и творческих успехов

В такие непростые наши дни!


Если учитель не научился анализировать факты и сознавать педагогические явления, то повторяющиеся из года в год дела кажутся ему скучными, однообразными, он теряет интерес к собственному труду…. Сущность педагогического опыта в том заключается, что перед учителем каждый год открывается что-то новое, и в стремлении постигнуть новое раскрываются его творческие силы»

В.А. Сухомлинский



Тема: Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»

Тип: урок - проект

Задачи:

Повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы);

Познакомиться с поделочными камнями, используемыми при изготовлении предметов искусства, с новой техникой работы с пластилином – лепкой слоями;

Познакомить с технологией изготовления изделия, имитирующей технику «русская мозаика»

Планируемые результаты

Предметные

Использовать приём смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков;

Объяснять способ создания изделия в технике мозаики;

Знать виды пластических материалов, их свойства;выполнять мозаику из пластилина;

Знать содержание понятий поделочные камни, имитация, мозаика, пластичные материалы, русская мозаика, мастер по камню

Метапредметные

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;проводить контроль,корректировку, рефлексию своих действий;

Оценивать свою деятельность в групповой и парной работе согласно критериям;

Находить и отбирать информацию о технологии выполнения «русской мозаики»;

Аргументировать свою точку зрения при работе в группе

Личностные

С уважением относиться к профессиональной деятельности человека на производстве;

Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельностьи;

Осознавать причины успехов и неудач в собственной деятельности;

Стремиться к творчеству и реализации собственных замыслов

Межпредметные связи: Литературное чтение, тема «Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка»

Ресурсы урока

Для учителя:

Рабочая программа.

Пособие для учителей, с. 60-67.

Сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (1 экземпляр на группу).

Таблица «Характеристика поделочных камней».

Изображения различных полезных ископаемых и созданных из них предметов.

Образцы мозаики, пластилин.

Для учащихся:

Учебник, с.24-27.

Рабочая тетрадь, с.18.

Материалы: пластилин зелёного, белого, чёрного цвета.

Инструменты: стека

Приспособления: подкладной лист или клеёнка, подкладная доска, нитка для резания пластилина, коробка, тряпочка для вытирания рук.

Ход урока

Формируемые УУД

Актуализация необходимых знаний

Вспомните, на какие группы можно разделить полезные ископаемые.

Сегодня на уроке познакомитесь с поделочными камнями, которые используют для создания декоративных изделий.

Вспоминают схему, выполненную на предыдущем

Уроке, называют группы полезных ископаемых.

Повторяют формулировку учебной задачи.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к дальнейшему знакомству с полезными ископаемыми

Регулятивные УУД:

Формировать внутренний план действий

Мотивация познавательной деятельности

1.Рассказ учителя о поделочных камнях и их использовании. Работа по учебнику, с.24.

Поделочные камни – это непрозрачные минералы или слабо просвечивающие, уступающие по твёрдости полудрагоценным камням. Таким, как хризолит, бирюза, гранат, топаз, янтарь, коралл.

(Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из этих полудрагоценных камней).

Поделочные камни имеют красивые рисунки и окраски, поэтому широко применяются в ювелирной промышленности. Это халцедон, сердолик, агат, оникс, кошачий глаз, яшма, малахит, синтетический изумруд, фианит.

(Учитель демонстрирует фотографии ювелирных изделий из данных поделочных камней).

Рассмотрим фотографии ювелирных изделий из поделочных камней.

2. Исследовательская работа. Работа в группах.

Учащимся предлагается таблица с графами: поделочный камень, цвет, изделия из камня; образцы поделочных камней (яшма, лазурит, малахит).

Для заполнения строчки «малахит» изучите информацию в учебнике, на с.25.

3. Вывод.

Какое место занимают изделия из камня в нашей повседневной жизни?

Находят и отбирают информацию из текстов учебника и других источников о создании изделий из поделочных камней и технике «русская мозаика». Объясняют новые понятия.

Заполняют таблицу без последней строчки. Читают, отмечают, что нужно записать в таблицу о малахите.

Анализируют полученную информацию. Делают вывод.

Личностные УУД:

Проявлять интерес к созданию декоративных изделий из поделочных камней

С уважением относиться к профессиональной деятельности человека на производстве

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог

Регулятивные УУД:

Вносить небходимые дополнения и коррективы

Личностные УУД:

Проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Интегрироваться в группу сверстников

Регулятивные УУД:

Аргументировать свою точку зрения

Организация познавательной деятельности

1. Работа в группах.

Перед вами сказ П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка». Найдите в нём описание шкатулки.

2. Работа по учебнику.

Каким способом нужно выполнить изделие?

Какие материалы можно применить для создания мозаики?

Мозаика из пластилина – новый для вас приём работы. Техника создания изделий из настоящего малахита называется « русская мозаика».

4. Составление плана работы над мозаикой. Работа в парах.

Составьте план работы над мозаикой, первый этап назовите: поиск месторождений малахита.

Какие из этапов, записанных на доске, можно воспроизвести в классе?

5. Организация работы по выполнению изделия.

Прочитайте план работы над изделием «Малахитовая шкатулка» на с. 26 учебника.

6. Руководство практической работой.

1) Выбрать пластилин.

2) От каждого бруска пластилина отрезать небольшой кусок при помощи стеки или нитки.

3) Раскатать отрезанные куски.

4) Сложить раскатанные пласты друг на друга.

5) Плотно скрутить их в трубочку и сдавить, чтобы получился брусок.

6) Из полученного бруска нарезать тонкие пластинки, которые и станут деталями мозаики.

7) Плотно прикрепить их к стенкам и крышке коробки, а также друг к другу.

7. Организация работы в группах над проектом выполнения изделий с помощью техники «русская мозаика».

Выбирают необходимую информацию с описанием шкатулки. Зачитывают отрывок.

Читают слова Ани о том, что будет выполнена имитация мрамора с использованием пластилина и техники «мозаика».

Вспоминают свои работы, называют материалы: крупы, бумага, камни, смальта.

Обсуждают и составляют план в парах:

  1. Поиск месторождений малахита.
  1. Добыча малахита.
  1. Доставка в мастерскую.
  1. Распиливание малахита на тонкие плитки.
  1. Наклеивание плиток на материал.
  1. Шлифовка и полировка.

Делают вывод, что этапы 1 – 3 выполнить в классе невозможно, а 4 – 6 воспроизвести можно.

Изучают по учебнику план работы и слайды к нему, заполняют технологическую карту.

Овладевают технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита. Смешивают пластилин разных оттенков для создания нового оттенка цвета. Используют приёмы работы с пластилином. Выбирают материалы и инструменты для изготовления изделия. Выполняют соединение деталей, подбирая цвет и рисунок малахитовых кусочков.

Применяют на практике алгоритм построения деятельности в проекте на основе текста учебника и технологической карты. Рационально используют материалы при выполнении имитации малахита.Составляют рассказ для презентации изделия.

Осознавать то, что уже усвоено, что ещё подлежит освоению, а так же качество и уровень усвоения

Познавательные УУД (решение проблемы):

Формулировать проблему и решать её

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог

Регулятивные УУД:

Анализировать ход и способ действий

Личностные УУД:

Выстраивать образовательный маршрут

Регулятивные УУД:

Выполнять самооценку учебного задания

Коммуникативные УУД:

Создавать устные высказывание

Познавательные УУД (логические):

Анализировать предстоящие действия

Личностные УУД:

Проявлять интерес к технике изготовления изделий «мозаика»

Регулятивные УУД:

Выполнять учебное действие, используя план

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины

Подведение итогов

  1. Выставка работ и их анализ по критериям на с. 7 учебника.
  1. Диагностика планируемых результатов.

Что такое имитация?

Как создаётся изделие из малахита?

Какой способ работы с пластилином освоили?

Допишите предложение: Куски малахита распиливают на …, из которых подбирается … .

3. Домашнее задание.

К следующему уроку подготовить сообщения о профессиях слесаря, электрика, сварщика и наладчика электрооборудования. Дополнить «Словарик профессий» новым понятием мастер по камню.

Выступают с презентациями.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

Проявлять осознание успешности при освоении темы

Регулятивные УУД:

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

Оценивать результат собственной деятельности

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать речевые средства для представления результата

Познавательные УУД (общеучебные):

Рассказывать о приёме смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков

Рассказывать о технике «мозаика»

Познавательные УУД:

Вести поиск и выделять необходимую информацию

Личностные УУД:

Делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

Дополнительный материал: образцы изделий, выполненных в технике «русская мозаика»

Приложение 1

Таблица «Характеристика поделочных камней»

Разрыв страницы

Приложение 2

Допишите предложение:

Затем полученные … наклеиваются на … .

Допишите предложение:

Куски малахита распиливают на … , из которых подбирается … .

Затем полученные … наклеиваются на … .

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Грачев А.Н.

Предмет: Технология

Класс: 2 Б

Тема

Аппликация. Создание открытки.

Цель

Создать условия для развития творческих способностей путем создания открытки через формирование УУД

Задачи

способствовать запоминанию основной терминологии по теме «Аппликация»

способствовать обучению школьников умению планировать свою деятельность и работать в группе

УУД

Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться.

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать своё рабочее место; умение определять план выполнения заданий на уроке; умение оценивать выполненное задание по определённым параметрам.

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении поставленной задачи; умение оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебной ситуации.

Познавательные: Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям.

Планируемые результаты

Предметные: дать представление, что такое открытка и её этапы изготовления.

Личностные: умение принимать базовые ценности:

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Основные понятия

Аппликация,открытка, квилинг, оригами, форма.

Межпредметные связи

С изобразительным искусством через создания эскиза для изготовления деталей. С литературным чтением через развитие навыка чтения, ….

Ресурсы: 1. Основные

2. Дополнительные

1.лист плана работы, бланк ответов, основа открытки, детали для оформления, цветные карандаши, ручка, клей – карандаш.

2. Презентация.

Форма урока

Урок - проект

Технология

Технология проектного обучения

Технологическая карта урока

№ п/п

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

Организация начала урока

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку:

Здравствуйте, садитесь!

Ребята, посмотрите на свои рабочие места и определите готовы ли вы к уроку? Соотнесите и обсудите в группе с перечнем который дан вам на слайде. Если вы готовы покажите мне .(Слайд1)

Теперь я вижу что вы готовы и продолжаем нашу работу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

(ребята приветствуют учителя, обсуждают, проверяют свои рабочие места, подают знак о готовности группы)

Групп.

Формирование УУД:

(Р)волевая саморегуляция

Постановка цели и задач

Цель: согласовать цель и тему урока

1) Проводит параллель с ранее изученным материалом.

2) Подводит к цели урока.

3)Организует подводящий к теме диалогзатруднений и побуждает детей определить свою позицию .

Давайте вспомним, что такое проект ?

Выскажите своё мнение товарищу по плечу.

Что же такое проект расскажет мне 2 группа (слайд 2)

Из каких этапов состоит проект? Перечислите их по порядку.(слайд 3)

Внимательно просмотрите этапы и скажите на каком этапе мы остановились?

Какую цель мы поставим перед собой на этом этапе проекта?

1)Формулируют тему и задачи урока.

(уч-ся высказывают свое мнение товарищу по плечу)

Ученики проговаривают

Проект это:

Планирование

Изготовления

Изделия

(ребята перечисляют)

Изготовление изделия.

Мы должны приготовить изделие и его защитить.

Фронт. Индив.

пар

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формированиемыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Основной

Цель: создание открытки

Физкультминутка

1)Наблюдает,советует,направляет процесс анализа.

2)Помогает в обеспечении проекта.

3)мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха; подчёркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Продолжим работать над изделием., но помним что наше изделие должно быть выполнено (слайд4)

Аккуратно

Красиво

Эстетично

Информативно

впоследующим эти критерии понадобятся в оценивании вашего проекта.

Командиры групп распределите обязанности среди членов вашей группы и запишите их вЛист планирования и продвижения по заданию.

Покажите свою готовность. (слайд 5 )

Приступили к выполнению изготовления изделия и подготовки защиты проекта,используем справочник и свои умения и навыки при работе с бумагой. Вспомните как нужно работать с клеем

Встали, задвинули стульчики. Смешались и нашли себе пару. Замерли. В парах ответили на вопрос.

Что такое аппликация?

Смешались и нашли себе пару. Замерли. В парах ответили на вопрос.

Что такое оригами?

Смешались и нашли себе пару. Замерли. В парах ответили на вопрос

Что такое квилинг?

Молодцы! Сели! Знак тишины

1)Оформляют проект, изготавливают продукт.

2)Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполнения проекта

(командиры распределяют обязанности и записывают ихлист планирования и продвижения по заданию), показывают свою готовность.

Ребята приступают к изготовлению изделия, используя справочник и подручные средства.

Смешиваются,находят себе пару. Замирают. В парах отвечают на вопрос.и т. д.

Групп.

Формирование УУД:

(Р)проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П)умение находить и вычленять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л)умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Защита проекта

Цель: показать результативность выполнения работы

1)Выступает в качестве эксперта.

2)Обобщает и резюмирует полученные результаты.

3)оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и д.р.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.

А теперь приступим к защите проекта.

1)Осуществляют защиту проекта.

2)Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач., умение планировать и осуществлять работу.

По группам защищают свой проект.

Групп.

Формирование УУД:

(Л) освоение личностного смысла учения, желания учиться

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель: оценка результатов и процесса проектной деятельности

Оценивает усилия учащихся, креативность,использование источников, качество отчёта, мотивирует учащихся. Наблюдает, направляет процесс.

Молодцы! Давайте похлопаем друг другу и оценим работу групп.

1 группы ,

Возьмите смайлик и объясните почему вы имставите такую отметку

2 группы, (за свою группу не голосуем.)

3 группы, (за свою группу не голосуем.)

Возьмите смайлик и объясните почему вы им ставите такую отметку

4 группы

Возьмите смайлик и объясните почему вы им ставите такую отметку

Осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе коллективного обсуждения; самоанализ;выступают в качестве эксперта для других групп

(ребята по группам оценивают каждую группу кроме своей и высказывают своё мнение и т.д)

(обдумывают над своей оценкой обращая внимание на экран)

Если узнали много нового, было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.

Если иногда были трудности, сомнения,– жёлтый цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно –синий цвет.

Групп.

Фронт.

Формирование УУД:

(Л) Умения оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

Предварительный просмотр:

Урок по технологии. 2 Б класс Тема урока : Народные промыслы (изделие: пейзаж «Деревня»)

Учитель: Грачев А.Н.

Цель: создание рельефной картины.

Задачи :

  • создать условия для освоения техники рельефной картины , приёма получения новых оттенков пластилина;
  • закрепления умения работать с пластилином и составлять тематическую композицию (деревенский пейзаж).

Планируемые результаты:

  1. Предметные:
  • Знать свойства, способы использования, виды пластилина,
  • Работать в технике изготовления рельефной картины с использованием пластилина;
  • Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать собственный эскиз;
  • Организовывать рабочее место;
  • Использовать при создании эскиза художественные приемы построения композиции,
  • Соблюдать пропорции при изображении перспективы,
  • Составлять композицию в соответствии с тематикой;
  • Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина;
  1. Метапредметные

Познавательные УУД

  • Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.
  • Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.
  • Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  • Формируем умение слушать и понимать других.
  • Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Ф ормируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре и в группе.

Регулятивные УУД

  • Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  1. Личностные

Личностные УУД

  • Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ресурсы урока : Рабочая программа,

Н.И. Роговцева и др. «Технология». Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 класс.

Оборудование : У учителя: изображение деревни, макеты построек деревни, различные виды пластилина, изображения барельефа, горельефа, рельефа в природе. У учащихся: учебник, картон для основы поделки, пластилин, стека, подкладной лист, изображения построек деревни.

Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

Действия педагога

Действия обучающегося

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Учитель приветствует детей. Смотрит готовность к уроку.

Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем - всем нам.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

Дети приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

2. Актуализация знаний, мотивация

Путешествуем во времени.

На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов. А вы помните, что народные промыслы зародились еще в древности, люди начали заниматься различными промыслами еще в то время, когда жили в деревнях? Сегодня мы отправимся в путешествие по деревне.

Какой материал использовался для строительства деревень? (Дерево.)

Как называют дом в деревне? (Изба.)

А какие еще постройки есть в деревне?» (Колодец, баня, сарай, амбар и т. д.)

Наблюдают и выделяют особенности изделий Хохломы, Дымково и Городца,

Осмысливают значение народных промыслов для развития декоративно-прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций

3. Постановка учебной задачи

Сейчас мы создадим свою маленькую деревню, а для этого будем рисовать, причем не обычным способом, а пластилином. Рисование пластилином - это редкий способ создания изображения. Также нам предстоит использовать в работе элементы рельефа.

Электронное приложение к учебнику

4. Решение учебной задачи

Анализ образца.

Выполняется с опорой на образцы и материал в учебнике на с. 33

– Откройте учебник на с. 33, рассмотрите рисунки.

Какие материалы нам необходимы?

Какие инструменты будем использовать?

Назовите правила и приёмы работы с пластилином?

Электронное приложение к учебнику

В чём особенность изображения (это выпуклое изображение), способы применения поделки.

А как называется выпуклое изображение? (Рельеф.)

Различают несколько видов рельефов: барельеф - низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема (показ рисунка); высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема (показ рисунка).

А где еще мы можем встретить рельеф? (В природе.)

Что называют рельефом? (Неровность суши, дна океанов и морей.) (Показ рисунка.)

Прочитайте в учебнике на странице 32, о чем вспомнила Аня.

Анализируют образец пейзажа, предложенного в учебнике и электронном приложении к учебнику,

5.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Планирование.

Давайте обсудим план нашей работы.

- Прочитаем план работы в учебнике (с. 33) и сравним с приложением в учебнике.

Последовательность изготовления изделия

- Рассмотрим последовательность изготовления изделия.

- Видеофильм с электронного приложения к учебнику

- ориентируются на страницах учебника, находят необходимую информацию,

- самостоятельно составляют план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Самостоятельная работа.

1 . Замысел : придумать композицию с использованием различных деревенских построек.

Учитель предлагает учащимся подумать, какие элементы можно использовать для создания композиции «Деревня», посмотреть на с. 33 учебника, какую композицию придумала Аня.

2. Разметка : нарисовать карандашом задуманный пейзаж на картоне так, чтобы его можно было раскрасить пластилином. Этот этап работы поможет развить у учащихся навыки самооценки и самоконтроля.

3. Подготовка отдельных деталей композиции из пластилина : вылепить детали различной формы, необходимые для работы, помня о правилах и приемах работы с пластилином, о его свойствах.

4. Нанесение пластилина на основу : перед нанесением пластилин размять, заполнить слоями пластилина участки с изображениями неба и земли при помощи приема растирания (нанесение пластилина на основу следует начинать с верхней части, чтобы исключить касание ладони с покрытыми участками), выложить валиками заготовленные детали пейзажа в нужных местах. Важно развивать аккуратность, терпеливость и внимательность у учащихся. Учитель напоминает детям, что пластилин можно смешивать, как краски, для получения новых цветов. Для этого нужно взять кусочки разных цветов и, разогрев их в ладонях, скатать до получения однородного цвета (без прожилок и пятен цвета).

5. Оформление композиции : закончить композицию при помощи стеки, можно поместить поделку в рамочку

- используют умения работать с пластилином,

- организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов,

- осваивают технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина,

- на основе анализа предложенного пейзажа создают собственный эскиз,

- используют при создании эскиза художественные приёмы построения композиции,

- соблюдают пропорции при изображении перспективы,

- составляют композицию в соответствии с тематикой,

-создают новые цветовые оттенки путём смешивания пластилина

- оформляют изделие

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Диагностика достижений планируемых результатов:

- Какой вид изображения вы сегодня использовали в своей работе? (Рельеф.)

- Чем он отличается от обычного изображения?»

Выполняют задания учебника (учителя).

Придумывают свои задания по изученной теме.

8. Оценка

Выставка работ

Критерии оценивания работ :

  • аккуратность,
  • тщательность,
  • проявление творчества,
  • использование приема смешивания пластилина,
  • оригинальность композиции ииспользование приемов для создания деталей композиции.

Выполняют предложенную самостоятельную работу.

Оценивают результаты, способы их достижения.

9. Итог занятий. Рефлексия деятельности

Дополнительные творческие задания:

- Подготовьте письменно ответ на вопрос: «Чем жизнь в деревне отличается от жизни в городе?»

Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).

Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

Предварительный просмотр:

Грачев А.Н., учитель технологии

ГБОУ школа № 487 Выборгского района

Санкт-Петербурга

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем

у детей завтра» Джон Дьюи

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ» В РАМКАХ ФГОС.

Роль и место технологии в жизни общества, её социальные функции и задачи, проблемы и противоречия, пути их разрешения и способы выхода из кризисных состояний, образовательные технологические институты и системы, виды деятельности и процессы взаимодействия социальных общностей, включённых в сферу образования технологии – всё это изучается особой отраслью знания, которая получила название нового предмета образования – технология. Развитие учащихся, а не только передача определённых умений и навыков, является приоритетным направлением реформирования российского образования. Из всей совокупности конкретных проблем образования на ведущее место государство ставит проблему его качества. В этом находит своё отражение внимание общества к различным аспектам качества – жизни, производства, труда, управления и т.д. Современная система образования сталкивается с множеством проблем. Первая и самая важная – это ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Это вызов образованию, так как исторически все образовательные системы были созданы, чтобы подготовить молодых людей и интегрировать их в существующее общество. В структуре взаимосвязей элементов, выражающих системно–целостную природу качества жизни, качество образования как основа саморазвития имеет особое значение в обеспечении жизнедеятельности и жизнеспособности общества в целом, отдельных социальных групп и личности. Технология – это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем. Она включает процессы преобразования вещества, энергии и информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый мир. Использование новых технологий требует, чтобы население обладало определённым набором знаний и умений. Чтобы научить этим знаниями и умениями, приходиться модернизировать систему образования. В последние годы российское образование всё более интегрируется в мировое образовательное пространство. Одно из проявлений этого – введение в программу новой образовательной области «Технология». В развитии преподавания естественнонаучных дисциплин уже давно прослеживалась тенденция к сближению с практикой. В школе «Технология» представляет собой глубоко интегрированный пред мет, знания, основанные на межпредметные связи, и пути их реализации в современной жизни. Данный предмет ориентирован на творческое развитие учащихся не только в ходе изучения его содержания, но и при выполнении системы проектов под руководством учителей, формирование у учащихся качеств творчески работающих личностей, активно действующих и легко адаптирующихся в новых экономических, социальных условиях, в условиях будущей профессиональной деятельности. Инновационные тенденции развития системы образования. Современный урок в контексте реализации ФГОС в 1–4 классах осуществляется начальный этап профессионального самоопределения учащихся, в ходе которого они знакомятся с миром труда и профессий, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в быту. Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях современной жизни. При изучение всех разделов следует подчёркивать, что человек в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хранит, использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, с помощью ИКТ. Основная часть учебного материала, времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность – овладение общетрудовыми умениями и навыками. Программа включает в себя набор модулей, благодаря которым обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения: 1. Технология ручной обработки материалов. 2. Моделирование с основами художественной обработки материалов. 3. Элементы электротехники и электротехнические работы. 4. Культура дома. 5. Основы сельскохозяйственного труда на учебно–опытном участке. 6. Информационные технологии. 7. Творческий проект, технология обработки материалов (природных, бумаги, проволоки), культура дома. Предмет «Технология» необходим на начальном этапе образования.

В школах «Технология» представляет собой интегрированный предмет, знания осно- ванные на метапредметной связи, и пути их реализации в современном производстве.

Требования нового стандарта не являются чем- то абсолютно новым для современных

преподавателей. Нынешний урок должен отражать владение классической структурой

урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле

его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и

тренинга.

Урок является главной составляющей частью учебного процесса. Качество подготовки учащихся по любой учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.

Учитель и раньше, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его

организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий

учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Отличия традиционного урока от урока по ФГОС

При подробном анализе двух типов уроков (традиционных от уроков по ФГОС) видно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке

Технологический процесс подготовки урока современного типа совпадает с основными этапы проектирования урока традиционного типа:

определение цели и задач;

отбор содержания учебного материала;

подбор методов и приёмов обучения;

определение форм организации деятельности учащихся;

подбор материала для домашней работы учащихся;

определение способов контроля;

продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

подбор вопросов для подведения итога урока.

Только теперь учитель на каждом этапе должен критически

относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов

организации деятельности учащихся. Ведь урок должен быть

личностных, метапредметных и предметных.

Подготовка учителя к уроку

В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения

ограничено, одним из самых основных требований становится нахождение оптимального

(в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя. Я хочу выделить на, мой взгляд, несколько основных этапов:

1-й этап-изучение учебной программы.

2-й этап-изучение методической литературы.

3-й этап-изучение материала конкретного урока в учебнике.

4-й этап-изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока.

5-й этап-разработка плана урока.

Когда я веду подготовку к уроку, то необходимо тщательно изучить учебную программу (эта часть работы выполняется в ходе подготовки к учебному году), при этом особое внимание обращаю на основные цели и задачи учебного предмета в целом, и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Изучая содержание конкретной учебной темы, я уясняю логическую взаимосвязь учебного материала с

ранее изученным, а также с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволяет более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изучения учебного материала. Я хочу предложить Вашему вниманию разработку 3 уроков по технологии.

Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1. Определение темы учебного материала.

2. Определение дидактической цели темы.

3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока (таблица).

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор форм организации педагогической деятельности

9. Оценка знаний, умений и навыков.

10. Рефлексия урока.

Карта обеспеченности урока

Раздел (учебный элемент)

Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)

Учитель

Ученики

Время

Используемые бумажные источники

Используемые электронные ресурсы

При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР ) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
соответствие ЭОР:

· целям и задачам урока;

· основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);

· научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;

· эргономическим требованиям;

Научность и достоверность предоставленной информации.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

4. Сообщение нового материала.

5. Решение учебной задачи.

6. Усвоение новых знаний.

7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

8. Закрепление изученного материала.

9. Обобщение и систематизация знаний.

10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.


Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции , обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс , обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

· название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

· цель освоения учебного содержания;

· планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

· метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

· основные понятия темы;

· технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

· контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

· реализовать планируемые результаты ФГОС;

· системно формировать у учащихся УУД;

· осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

· определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

· освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож

· дает учителя от непродуктивной рутинной работы);

· определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

· на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

· решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

· соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

· обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

· организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

· обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.


Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении .

Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Приложение

Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование"

ШАБЛОНЫ технологических карт урока

Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................


Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока*

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление нового материала

Вопрос о соединении предметов технологии и ИЗО назрел уже давно. В самом деле, те представления о художественной гармонии, которые должны формироваться как единое целое, в настоящее время, в основном, даются разрозненно, в отрыве друг от друга, часто - разными преподавателями. Да, сегодня уже существуют интегрированные курсы. Наиболее известные из них - программы Неменского и Шпикаловой. Но при всех достоинствах этих программ, при внимательном изучении можно заметить, что технологии в них отводится второстепенная роль, мало показано возможностей работы с материалами, мало уделено внимания формированию технологических навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки технологии в свете Новых Образовательных Стандартов начальной ступени. (ФГОС НОО)

«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Непредсказуемость - это реальная черта нашей современной жизни. Всё вокруг меняется с неуловимой быстротой. Именно в таком, быстро изменяющемся современном мире, образовательные достижения учащихся не могут ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Учитель должен стремиться научить школьника учиться способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, а не просто сидеть и брать готовые истины. Одним из основных требований введения ФГОС является включение ребёнка в активную творческую деятельность. Очень эффективными и интересными являются интегрированные занятия, объединяющие прикладное и изобразительное творчество. В свете ФГОС второго поколения уроки технологии нужно и важно проводить. Дети на на этих уроках учатся выбирать, сочетать и придумывать свои средства выражения, используя известные приёмы и способы.

Вопрос о соединении предметов технологии и ИЗО назрел уже давно. В самом деле, те представления о художественной гармонии, которые должны формироваться как единое целое, в настоящее время, в основном, даются разрозненно, в отрыве друг от друга, часто - разными преподавателями. Да, сегодня уже существуют интегрированные курсы. Наиболее известные из них - программы Неменского и Шпикаловой. По мнению, Проняковой Т.Н. , при всех достоинствах этих программ, при внимательном изучении можно заметить, что технологии в них отводится второстепенная роль, мало показано возможностей работы с материалами, мало уделено внимания формированию технологических навыков. В соответствии с новыми стандартами, будет разработан новый интегрированный курс «ИЗО –Технология» для системы развивающего обучения с основными тематическими блоками:

  1. Учимся у природы;
  2. Фантастические образы в изобразительном искусстве;
  3. Учимся на традициях своего народа;
  4. Приобщаемся к культуре народов мира;
  5. Опыт художественно-творческой деятельности (реализуется в процессе работы над первыми четырьмя блоками).

В первый блок входит изображение и изготовление объектов природы - главного вдохновителя для художника, работа с природными материалами. Задания второго раздела - создание сказочных образов активно развивает фантазию детей, в раздел народных традиций должны входить различные известные ремёсла и промыслы, обряды и праздники (старинные и современные), и наконец, совсем новый блок для предмета технология - культура народов мира - знакомство с искусством и традиционными ремёслами разных стран. Для современного поликультурного общества такое знакомство необходимо и очень актуально. Интересно, что

  1. Во многих странах обучение искусству продолжается до 12 класса. Например, в американских школах эти занятия являются частью программ по выбору (хорошо, что такой выбор есть!). В Японии огромное значение придают обучению искусству всех детей. Почему? Очень грамотная политика! Чтобы достичь высочайшего качества продукции, нужно подготовить таких рабочих, которые просто не могут делать плохо. А для этого их с раннего детства и весь период обучения нужно приобщать к изобразительному и прикладному искусству. Ещё Дидро говорил, что та страна, которая будет обучать рисованию с таким же усердием, как другим наукам, быстро перегонит другие страны в развитии
  2. Преподавание искусства почти везде ведётся именно как интегрированный курс. Такие технологии как аппликация, мозаика, коллаж, конструирование и моделирование являются средствами выражения художественного замысла наряду с различными графическими и живописными приёмами.
  3. В программы обучения входит изучение творчества великих мастеров прошлого. Дети не просто изучают произведения, но и пытаются уловить элементы стиля, создают работы в подражание разным художникам
  4. Дети обязательно изучают национальное искусство других стран и создают рисунки и предметы декора в японском, китайском, индийском стиле, рисуют, подражая австралийским аборигенам, изображают даже наши матрёшки.

Как видно из этого краткого обзора, преподавание искусства и творчества за рубежом вполне соответствует нашему образовательному стандарту.

Сейчас технологии и материалы развиваются с такой скоростью, что знания устаревают очень быстро. Сейчас ценится не шаблон, а индивидуальность. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования урок технологии рассматривается как мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего «я». Ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Каждый из педагогов хочет, чтобы их дети выросли талантливыми. Но вот уже несколько веков ведутся споры о природе таланта. Каким должно быть обучение, способствующее раскрытию уникальных талантов каждого? Талантливый человек оригинально решает известные задачи. И чем неожиданней решение, тем ярче талант. Нужно осознать себя талантом и действовать как талант.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока технологии? В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, и помощника. Ученик уже не является пассивным слушателем, а становится активным участником на уроке. На уроках технологии можно конкретно доказать, что поиск полезной информации может стать основой для формирования навыков её применения в реальной жизни. На уроках используются продуктивные задания. Учащиеся имеется возможность использовать специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный.

На занятиях дети привыкают работать с готовым бумажным материалом, который ограничивает воплощение детских идей. В учебниках по технологии ФГОС предлагаются работы выполнить с использованием совершенно новых материалов. По такому пути пошли авторы учебников Проснякова Т.Н. Она предлагает на занятиях исследовать «случайные» методы в прикладном творчестве. Это, своего рода, игра или волшебство.

Например, на уроке, используя «случайные техники» вместе с детьми можно открыть и создать новый бумажный материал. Так, для изготовления «радужной» бумаги, на основе гофрированной, можно получить новый материал с разной палитрой оттенков, который используется для аппликаций и создания объёмных изделий. Для каждой работы предлагается подбор соответствующих изобразительных материалов. Это даёт ребёнку возможность научиться определять свойства и фактуру каждого из материалов, наиболее эффективно использовать его особенности. Таким образом, ребёнок развивает творческие навыки сразу в нескольких направлениях:

Рисунке

Цветоведении

Конструировании

Учитель выступает в роли помощника, который направляет идеи учащихся в нужное русло.

На занятиях дети могут разглядывать, распознавать, находить идеи и образы в том материале, который они изготовили сами или в том материале, который им уже подарили дизайнеры - в бумажных салфетках. Стараниями производителей салфетки превратились в материал для дизайна интерьера. Учащиеся пробуют создать новые поделочные материалы для творчества при помощи бумажных салфеток. В чём достоинства и недостатки салфеток? Достоинств много: красочный рисунок, мягкая фактура, большое разнообразие, много одинаковых рисунков в одной пачке, тонкая бумага, которая позволяет делать такие техники, как распушение. Но есть и недостатки. Эта самая тонкость приводит к тому, что детали трудно вырезать, их трудно намазать клеем, они сразу прилипают или размокают, из этой бумаги трудно складывать оригами и моделировать.

Для решения данной исследовательской задачи понадобятся обычная офисная бумага, фольга и салфетки. Мы соединили вместе два материала и получили третий, который обладает свойствами своих родителей: свойства обычной бумаги и красоту салфеток. Таким образом, использование «случайных» техник в прикладном творчестве позволяет создать многообразие дизайнерской бумаги.

Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Они глубже осознают суть техники, свойства материала и приучаются использовать всё то, что есть под рукой. Такой подход часто приводит к оригинальным открытиям. При выполнении одного изделия можно соединять различные изученные технологии . Полученный результат не полностью зависит от совместного выбора. Он развивает воображение и фантазию. А сам процесс помогает расслабиться и ощутить новые возможности выражения своего «я» через цвет, движение, действие.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Одной из образовательных технологий, поддерживающих деятельностный подход, является метод проектов. Метод проектов на уроках технологии не является новым и применяется давно. Под ним в предмете «Технология» понимают способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта – продукта труда.

В программах области «Технология» включён раздел «Творческие проекты». Творческий проект – самостоятельная работа, которая показывает, насколько хорошо усвоено содержание различных разделов программы, насколько прочны знания, умения и навыки, полученные учащимися.

При определении тематики учебных проектов следует руководствоваться содержанием обучения в данном классе. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Проекты, выполняемые на уроках технологии, являются практико-ориентированными, так как они нацелены на решение социальной проблемы прикладного характера. Эти проекты предполагают практический выход – изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность. В процессе работы над проектом воспитываются трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, ответственность, коммуникабельность, изобретательность; формируются положительные потребности и интересы, что способствует самоопределению и самореализации учащихся.

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися начальных классов на уроке – это использование информационных технологий. Занятия становятся эмоционально насыщенными и наглядными. Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Часто применяемыми являются: понятийный аппарат, портреты художников, репродукции, схемы, технологические карты, последовательность выполнения работы, видеоролики, мелодии, презентации по определенной теме. Используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры, как учителю, так и ученикам. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к занятиям, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения. При подготовке к занятиям используются электронные ресурсы учебного назначения: презентации к урокам, логические игры, тесты, ресурсы Интернет, электронные энциклопедии, видеофайлы. Одной из интереснейшей формой урока с использованием ИКТ является творческая мастерская.

Основная воспитательная ценность занятий с использованием информационных технологий заключается в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности детей, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Заключением к данной работе может служить вывод о том, что:

  • Основной целью урока является освоение технологии, а не изготовление конкретного объекта. Такой подход резко меняет принципы ведения урока.
  • Каждый приём можно использовать на разном уровне сложности. Поделку можно упрощать или усложнять, в зависимости от возможностей ученика.
  • Эксперимент - король творчества! Всегда надо давать время на «открытия руками». Без эксперимента невозможно создание нового.
  • Необходимо постоянно учить детей распространять приём на другие материалы. Таким образом, они глубже осознают суть техники и свойства материала, а также приучаются использовать всё, что есть под рукой. Такой подход часто приводит к оригинальным открытиям.
  • При выполнении одного изделия можно использовать соединение различных изученных технологий.
  • При изучении какой-либо техники целесообразно соединять технологии и художественный образ.
  • Дети учатся работать с информацией, распространять приёмы, изученные путём самостоятельного исследования, на другие материалы.
  • Сам процесс помогает расслабиться и ощутить новые возможности выражения своего «я» через цвет, движение, действие.

Литература

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997.
  2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2006.
  3. Карабанова О.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения). - Библиогр.: с. 148-150. - ISBN 978-5-09-022831-
  4. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева// Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
  5. Метод проектов в технологическом образовании школьников, Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. М., Вентана-Граф, 2003.
  6. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2, 1992 – 221 c.
  7. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Технология. Уроки творчества». Издательский дом «Фёдоров»,2009.
  8. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волглград: Учитель.- 2011.

Электронные ресурсы

Диск «Технология»: библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных школ.- М.:ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; Министерство образования РФ, 2004,2010

Интернет- ресурсы

http://stranamasterov.ru.





«Технология» - «Технология» - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. «Педагогическая технология» - «Педагогическая технология» - это совокупность психолого- педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств.




Основные педагогические технологии Технология личностно-ориентированного обучения; Обучение в сотрудничестве или групповые технологии; Игровые технологии; Проектные технологии или технологии проектной деятельности; Технологии проблемного обучения; Применение информационно-коммуникационных технологий; Здоровьесберегающие технологии; Дистанционные технологии обучения.




Обучение в сотрудничестве или групповые технологии. Обучение в сотрудничестве Обучение в сотрудничестве это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде.




Проектные технологии или технологии проектной деятельности Метод проектов Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.


Технологии проблемного обучения Проблемное обучение Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы.




Дистанционные технологии обучения Дистанционное обучение Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых взаимодействие обучающегося и преподавателя, осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени, на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций и телевидения. Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.