Семинар-тренинг «Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. Стенограмма заседания «круглого стола» на тем

«КОРРУПЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ И БОРЬБЫ С НЕЙ И (ИЛИ) ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях"

Федеральный закон «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» определяет понятие коррупции как - злоупотребление служебным положением , дача взятки , получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления.

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны – представители легального и нелегального частного сектора .

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупцияэто не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

Государственная коррупция (коррупция госчиновников); – коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); – политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; – подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); – криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

Денежные взятки; – обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции , если рассматривать его в системной связи с принципом комплексности мер, ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Антикоррупционная политика Российской Федерации

Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления , влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект "О противодействии коррупции" дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 01.01.01 года. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан Президентом РФ 8 марта 2006 года.

Следует подчеркнуть, что в России проблема коррупции является одной из самых актуальных. Помимо того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

Проблемы противодействия коррупции

В области нормативного регулирования наиболее слабым звеном противодействия коррупции в Российской Федерации являются:

1. несовершенство внутригосударственного уголовно-процессуального законодательства, регулирующего сферу доказывания по уголовным делам. Предмет доказывания коррупции является наиболее сложным, содержит специфические факторы, присущие только этому преступлению, но они не нашли законодательного разрешения в уголовном процессе . Преступная деятельность коррупционеров усилена их должностным положением, что создает реальные возможности для нейтрализации доказательств. Эти обстоятельства требуют адекватных законодательных процедур, направленных на устранение таких препятствий;

2. полное отсутствие уголовно-процессуальных норм в действующем УПК РФ, регулирующих международное сотрудничество по уголовным делам;

3. действующие международные договоры РФ не восполняют названных пробелов, но опираются на обязательность ключевого правила взаимодействия – применение внутригосударственных уголовно-процессуальных норм при исполнении международных поручений иностранных государств. Этим подчеркивается необходимость развития и совершенствования национального процессуального законодательства;

4. несовершенство национального уголовно-процессуального законодательства и действующих международных договоров РФ по оказанию правовой помощи по уголовным делам, отсутствие специального регламентирования международного сотрудничества в сфере уголовной юстиции исключает страну из позитивного взаимодействия с другими государствами, не решает ее внутренних проблем, в том числе и в вопросах коррупции, создает условия и предпосылки для заполнения правового вакуума иностранными правовыми системами в ущерб интересам России.

Подводя итоги можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:

а) необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».

б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации , граждан и общественных формирований;

в) исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), – не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

г) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования , чистейшая репутация, уважение общества) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).

д) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов , внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

е) формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

В завершении остается подчеркнуть, что при четком и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у МБУК ГЦИИ появляется шанс миновать коррупционную составляющую в деятельности учреждения, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути дальнейшего развития учреждения.

Мигачев право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Эксмо, 2005.- С. 485-490

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ, И ИХ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

ГЛАВА 3

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

ГЛАВА 4

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА

ГЛАВА 5

КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ГЛАВА 6

УСТРАНЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Статья 40. Взыскание (возврат) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно предоставленных услуг

Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства и поступившие на банковский счет государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

Имущество, в том числе подарки, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, подлежит безвозмездной сдаче по месту службы (работы) указанного лица. Учет, хранение, оценка и реализация сданного имущества осуществляются в порядке, установленном законодательными актами.

При невозможности возврата имущества и сдачи его по месту службы (работы) государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано возместить его стоимость, а также возместить в республиканский бюджет стоимость услуг, которыми оно неправомерно воспользовалось, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством.

Супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом, не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно–оздоровительные и иные поездки, за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью.

Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать незаконно полученное супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, членами его семьи имущество в финансовый орган по месту своего жительства либо возместить его стоимость или стоимость услуг, которыми неправомерно воспользовались супруг (супруга), близкие родственники или свойственники, совместно с ним проживающие и ведущие общее хозяйство, путем перечисления денежных средств в республиканский бюджет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства Республики Беларусь и поступившие на банковский счет супруга (супруги), близких родственников или свойственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство, государственного должностного или приравненного к нему лица, подлежат перечислению в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному или приравненному к нему лицу стало об этом известно.

В случае, если государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать незаконно полученное им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, имущество либо возместить его стоимость или стоимость услуг, незаконно полученных им или супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками, совместно с ним проживающими и ведущими общее хозяйство, при отсутствии признаков преступления, это имущество или соответствующая стоимость услуг подлежат взысканию в доход государства на основании решения суда по иску государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, до обращения в суд вправе наложить арест на имущество, незаконно полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом, не обладающим дипломатическим иммунитетом.

Имущество, полученное государственным органом или иной государственной организацией с нарушением порядка их финансирования, подлежит изъятию уполномоченными государственными органами либо по решению суда и реализации в порядке, установленном законодательством для реализации имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства, а стоимость услуг, полученных с нарушением этого порядка, - перечислению в республиканский бюджет.

Статья 41. Отмена решений, принятых в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений

Решения, принятые в результате совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений, могут быть отменены государственным органом, иной организацией или должностным лицом, уполномоченными на их принятие, либо вышестоящим государственным органом, иной вышестоящей организацией, вышестоящим должностным лицом или судом по иску государственных органов, иных организаций или граждан Республики Беларусь.

Физическое или юридическое лицо, чьи права и охраняемые законом интересы ущемлены в результате принятия таких решений, вправе обжаловать их в судебном порядке.

Статья 42. Меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения

Вред, причиненный совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, возмещается в порядке, установленном законодательными актами.

По требованиям, связанным с возмещением вреда, причиненного совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения, устанавливается десятилетний срок исковой давности, исчисляемый со дня их совершения.

Статья 43. Обязанности и ответственность руководителей государственных органов, иных организаций за непринятие мер по борьбе с коррупцией

Руководители государственных органов и иных организаций в пределах своей компетенции обязаны:

принимать установленные настоящим Законом и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией;

привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность, к такой ответственности в порядке, установленном законодательными актами;

своевременно информировать в установленном законодательством порядке государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками правонарушений, создающих условия для коррупции, или коррупционных правонарушений.

Руководители государственных органов и иных организаций, не выполняющие или не в полной мере выполняющие требования, предусмотренные частью первой настоящей статьи, а также не предоставляющие информацию, запрашиваемую государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, и необходимую для выполнения их функций, несут ответственность в соответствии с законодательными актами.

Молодежным советом Управления Федерального казначейства по Калининградской области, с участием отдела кадров, отдела внутреннего контроля и аудита, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Калининградской области и урегулированию конфликта интересов 11 июля 2014 г. был проведен семинар-тренинг на тему «Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений». Участниками семинара были молодые специалисты Управления, начальники ряда отделов.

С приветственным словом к участникам обратились руководитель Управления Федерального казначейства по Калининградской области Т.Ф. Кузяева и начальник отдела кадров, заместитель председателя Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Калининградской области и урегулированию конфликта интересов И.В. Пшеничная.

С целью формирования антикоррупционного мировоззрения у государственных служащих Молодежным советом была проведена ролевая игра «Суд над Коррупцией».

В ходе постановочного судебного заседания были исследованы вопросы об исторических корнях возникновения Коррупции, особенностях ее проявления в разных сферах общества и вредных последствиях для социального и экономического развития государства.

Кроме того, было акцентировано внимание на психологии дачи взятки, а также на совершенствовании навыка личностной оценки социального явления коррупции.

Участники семинара ознакомились с содержанием статей Уголовного кодекса Российской Федерации, применяемых в качестве наказания за коррупционные преступления. Вина обвиняемой «Коррупции» была полностью доказана. Суд постановил: «На основании статей 204 «Коммерческий подкуп», «Получение взятки», «Дача взятки», 291.1 «Посредничество во взяточничестве», 292 «Служебный подлог»,304 «Провокация взятки» Уголовного кодекса Российской Федерации признать обвиняемую КОРРУПЦИЮ виновной и приговорить к лишению свободы на срок 15 лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки».

Надеемся, что все присутствующие на семинаре убедились в том, что коррупция является препятствием к экономическому росту и развитию государства, ставит под угрозу любые преобразования.

Затем всех участников семинара разделили на группы, и было проведено тестирование на знание Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», с которым участники семинара успешно справились.

Вторая часть семинара была посвящена результатам анонимного анкетирования «Антикоррупционный мониторинг» среди сотрудников Управления, проведенного специалистами отдела внутреннего контроля и аудита в рамках реализации Плана противодействия коррупции Управления Федерального казначейства по Калининградской области на 2014-2015 годы, утвержденного приказом Управления от 26.06.2014 № 164. Анкета состояла из 3 блоков: 1 блок был посвящен общей оценке коррупции, во 2 блоке определялся конфликт интересов и коррупционные риски в органах Федерального казначейства и в 3 блоке проводился опрос мнения на предмет удовлетворенностью работой.

В анкетировании приняли участие 143 сотрудника Управления. Итоги анкетирования были подведены начальником отдела кадров И.В. Пшеничной. Проведенный анализ анкет показал, что что 88% опрошенных считают уровень коррупции в России высоким, 22% назвали причиной коррупции недостаточно строгий контроль за действиями чиновников, их доходами и расходами, 58% гражданских служащих могут анонимно сообщить о фактах коррупционного поведения.

После объявления результатов анкетирования была проведена командная игра «Казначейский Алиас».

Команде выдавался набор карточек с казначейскими терминами. Каждый из участников команды в одном круге на время (1 мин.) должен был объяснить своей команде слово, используя синонимы и словесные описания.

В этом конкурсе участники продемонстрировали отличные результаты командной работы.

В завершении семинара состоялся интерактив под названием «Ситуация». Ситуационные задания выводились на проекционный экран. Участникам семинара предстояло в коллективном обсуждении определить формы коррупционных отношений из представленных жизненных ситуаций.

По окончании семинара участники обменялись опытом, поделились мнением по прошедшему мероприятию, проблемными вопросами.

Являются ли существующие методы антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов действенными механизмами противодействия коррупции?

  • Низкая зарплата российского чиновника.
  • Незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, т.к. с коррумпированным, нравственно деградирующим чиновником легче работать.
  • Излишний аппарат публичной власти, в особенности аппарат местного самоуправления.

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, неотъемлемым условием достижения заявленных в указанной концепции целей является разработка действенных механизмов противодействия коррупции.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, с изменениями от 10 января 2000 г., коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности.

Таким образом, коррупция в России рассматривается как серьезная угроза поступательному социально-экономическому развитию страны, которая в разной степени оказывает негативное влияние практически на все сферы жизни государства и общества.

Начало и конец любого проявления коррупционности. Именно анализ психо-мотивационный личностной матрицы лиц, причастных к процессу законотворчества, реализации, и контроля НПА, может дать положительный результат в борьбе с коррупцией.

В российском законодательстве не употребляется термин «коррупция».
В чем существо этого явления?

Так, по определению Совета Европы, коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, и имеющее целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В целом международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ, выглядят следующим образом: коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа и охватывает также непотизм и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

В нашей научной литературе представлены два подхода к определению понятия "коррупция".
Так, в широком смысле данное понятие охватывает явление, поразившее публичный аппарат управления и выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

В Толковом словаре русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. дается такое определение термина "коррупция":

"Коррупция- это моральное разложение должностных лиц и политиков, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Социальная сущность коррупции (от латинского corruptio - порча, испорченность) выражается в деградации аппарата публичной власти. Коррумпированный аппарат не пригоден для выполнения функций государства, и бесполезен для общества.

В целом в современной России, как и многих других странах, понятие «коррупция» остается весьма уязвимым с теоретической точки зрения, однако непоколебимая решимость властей бороться и покончить с преступлениями, совершаемыми на этой почве, вызывает уважение и заслуживает самого пристального внимания.

Причины необычайного распространения коррупции сегодня в России достаточно очевидны:

  • Низкая зарплата российского чиновника. Этой зарплаты не хватит даже на нормальное питание, поэтому чиновник вынужден брать взятки.
  • Нравственная деградация общества, когда деньги и возможность безнаказанного хамства, оказались едва ли не единственными ценностями массового этического сознания;
  • Низкий морально-этический уровень чиновника, ориентация его на удовлетворение собственных потребностей, безответственность значительной части должностных лиц, включая занимающих высшие должности в системе исполнительной власти.
  • Незаинтересованность властей в борьбе с коррупцией, т.к. с коррумпированным, нравственно деградирующим чиновником легче работать (без претензий, моральных принципов, собственного достоинства и в неограниченном подчинении).
  • Неразвитость демократических институтов, отсутствие действенных форм социального контроля, низкая правовая и политическая культура, бесконтрольность и произвол со стороны властей и, в частности, правоохранительных органов, что ведет к сращиванию правоохранительных органов с организованной преступностью.
  • Монополизм и олигархия в экономике, продажность СМИ.
  • Низкое качество законодательства, ориентированного не на правовые, а на распорядительные методы регулирования практически всех сфер общественной жизни, оторванность законодательства от реальных условий общественной жизни.
  • Излишний аппарат публичной власти, в особенности аппарат местного самоуправления (например, на районном уровне он даже более бесконтролен и оторван от избирателей, чем аппарат федеральной власти, деятельность которого освещается в СМИ).


Отличительными признаками этого явления являются:

· ресурс, доступ к которому является целью участвующих в коррупционном сговоре;

· интерес, являющийся движущей силой и мотивом деятельности участников коррупционных действий;

· ущерб, нанесенный общественным интересам коррупционным поведением.

Таким образом, коррупция - это совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации и отличающихся таким квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах.

Антикоррупционные меры должны пронизывать практически все отрасли права.

Для противодействия коррупции необходим взаимосвязанный комплекс антикоррупционных норм в административном, гражданском, предпринимательском, трудовом, социальном, жилищном, миграционном, бюджетном, валютном, финансовом, банковском, налоговом, таможенном, экологическом и других отраслях законодательства Российской Федерации. Тем более что правоприменительная практика показывает: именно в этих сферах существенно снижен контроль со стороны государства и коррупция активно использует эти ниши. В качестве дополнительной меры нуждаются в совершенствовании также нормы правоохранительного законодательства (КоАП РФ, УК РФ, УПК РФ, законодательство об оперативно-розыскной деятельности, о прокуратуре, судебной системе, адвокатуре и др.).

Актуальными задачами в сфере противодействия коррупции являются:

· исследование коррупционных "технологий" в государственном управлении;

· исследование и подготовка предложений по совершенствованию антикоррупционных положений КоАП РФ с целью разработки составов коррупционных административных правонарушений;

· разработка системы общих для всех видов службы правоограничений и запретов, предъявляемых к публичным должностным лицам;

· недопущение незаконного вмешательства в деятельность судей и сотрудников правоохранительных органов;

· решение вопроса о специализированном органе по борьбе с коррупцией, определение его компетенции, места в системе органов государственной власти;

· дифференциация ответственности и усиления мер административного воздействия на физических и юридических лиц, причастных к совершению коррупционных правонарушений.

Наряду с применением в антикоррупционных целях мер административного и уголовно-правового воздействия целесообразно рассмотреть вопрос о более широком использовании гражданско-правовых методов противодействия коррупции.

Система мер противодействия коррупции должна строиться, прежде всего, на использовании мер упреждения, направленных на создание в государственной службе "атмосферы невыгодности" коррупционного поведения. Такие меры включают уточнение обязанностей и правил служебной деятельности государственных и муниципальных служащих. Регламентация этих вопросов относится к предмету законодательства о государственной и муниципальной службе.

Основополагающими мерами по созданию общеправовой среды борьбы против коррупции являются:

· контроль над партийным имуществом и источниками материальной поддержки партий;

· обеспечение прозрачности отношений между органами, ответственными за подготовку правовых проектов, законотворчеством и объектами правового регулирования;

· прозрачность в работе Федерального Собрания в том, что касается реализации парламентариями различных интересов;

· сужение круга данных, относящихся к коммерческой тайне, с учетом конституционного принципа гласности информации, представляющей публичный интерес;

· анализ норм о предоставлении данных о реализации договоров о поставках продукции для государственных нужд, о правовых последствиях немотивированного изменения договоров;

· пересмотр акцизных правовых норм и т.д.

Согласно Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р, неотъемлемым условием достижения заявленных в указанной концепции целей является разработка действенных механизмов противодействия коррупции.

Дополнительно сформулировано требование о том, что все мероприятия по противодействию коррупции должны носить системный характер, как по горизонтали, так и по вертикали. Что это означает?

Под системой действий по противодействию коррупции по горизонтали следует понимать деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по:

· предупреждению коррупции, выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих коррупции (профилактика коррупции);

· выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

· минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Особым направлением законодательной работы в субъектах Федерации должна стать последовательная ревизия действующего законодательства на предмет его коррупциогенности.

Она может проходить по следующим направлениям:

· преодоление коллизий и явных противоречий, еще сохраняющихся в региональном законодательстве по отношению к федеральному;

· сокращение многочисленных бланкетно-отсылочных норм права;

· пересмотр шкалы завышенных штрафов и др.

Неотъемлемым условием достижения заявленных в Конвенции ООН против коррупции целей является разработка действенных механизмов противодействия коррупции, в числе которых:

· подготовка типовых антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также разработка ведомственных антикоррупционных программ;

· внедрение методик и практики антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

· пробное внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти и поэтапная реализация антикоррупционных программ в органах исполнительной власти;

· постепенное развертывание системы мониторинга уровня коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятий.

Сущность антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов состоит в выявлении коррупционных факторов, т.е. дефектов норм и правовых формул, которые могут способствовать проявлению коррупции. Естественно, коррупционные факторы могут быть непосредственной основой коррупционных практик либо создавать условия легитимности коррупционных действий и решений. К числу коррупционных факторов в нашей правотворческой практике можно отнести, например, множественность вариантов диспозиций правовых норм, коллизии правовых норм, определение компетенций органов по формуле "вправе", широту дискреционных полномочий, отсутствие административных и аукционных процедур, пробелы в нормативном регулировании и т.д.

Такого рода нормы потенциально опасны, поскольку создают "законные" условия и предпосылки для коррупционных действий и решений государственных служащих.

Важным направлением противодействия коррупции должен стать антикоррупционный мониторинг правоприменительной сферы. Какова его цель?

Основная цель антикоррупционного мониторинга правоприменительной сферы - выявление коррупционных факторов и фактов коррупционного поведения должностных лиц государственного аппарата.

Коррупционными факторами могут явиться:

· отсутствие нормативного правового акта (закона), закрепляющего правовой статус, виды (исчерпывающий перечень) органов исполнительной власти, классификацию и правила издания ими актов;

· отсутствие общих правил деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

· отсутствие правил рассмотрений обращений граждан и юридических лиц;

· отсутствие порядка информационного взаимодействия органов исполнительной власти между собой, с другими органами власти, с гражданами и организациями;

· нарушение иерархии нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих правовой статус, и др.

Иными факторами, способствующими коррупционным нарушениям в правоприменительной сфере, могут явиться:

· расширительное толкование компетенции госоргана, нечеткое определение сферы его деятельности;

· смешение разнокатегориальных понятий: компетенция, субъективные права, обязанности, полномочия, задачи, функции госоргана;

· отсутствие связи между предоставленными госоргану правами и его обязанностями;

· отсутствие связи между правами и обязанностями взаимосвязанных госорганов в ходе выполнения одной функции.

Коррупционные факторы можно условно поделить на группы, объединяющие различные аспекты проводимого анализа коррупциогенности.

Первая группа - факторы, одинаково применимые как к законодательным актам, так и к подзаконным нормативно правовых актам, вторая группа - факторы, отражающие специфику нормативных правовых актов, как актов подзаконного регулирования.

Применительно к нормативно правовым актам органов исполнительной власти перечисленные факторы должны рассматриваться с учетом подзаконного характера таких актов.

Эти группы позволяют оценить соблюдение правил юридической техники в интересах оптимального определения компетенции, обеспечения прозрачности действий должностных лиц, а также соотнести эти действия с имеющейся практикой применения законодательства в анализируемой сфере.

Изучение типичных коррупционных факторов и проявлений коррупциогенности в совокупности, подводит нас к констатации связи «нацеленности» нормативно правового акта и степенью его коррупциогенной опасности.

Априори это можно выразить следующими несколькими элементами «событийных блоков»:

· Связь анализируемого законодательного акта с другими нормативными правовыми актами, наличие в анализируемом законодательном акте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению;

· Реализация полномочий государственного органа (публичного должностного лица), включая перечень норм (регламентирующих полномочия), отвечающих признакам коррупциогенности в соответствии с коррупционными факторами;

· Контроль за действиями государственных и муниципальных служащих;

· Рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения коррупциогенности.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, с изменениями от 10 января 2000 г., коррупция отнесена к угрозам национальной безопасности.

Таким образом, коррупция в России рассматривается как серьезная угроза поступательному социально-экономическому развитию страны, которая в разной степени оказывает негативное влияние практически на все сферы жизни государства и общества.

Все вышеперечисленные аспекты коррупционных факторов при глубоком изучении их генезиса приводят в итоге к любопытному заключению.

В принципе, по большому счету, борьба с коррупцией, в настоящее время, имеющимися антикоррупционными инструментами бессмысленна. И вот почему.

НПА не есть, что-то монументальное, существующее вне объективной реальности. Законы создаются для людей и должны служить социуму. В свою очередь социум весьма подвижная субстанция, как во времени, так и в пространстве. И что мы имеем? Проводится антикоррупционный мониторинг, какого либо НПА, исключаются коррупционные факторы, принимается совершенный НПА, где нет места возможности коррупционных деяний. Все нормально.

Проходит время, меняется социальная обстановка, общественное мнение, духовные ценности и закон перестает быть идеальным, в нем появляются прорехи, дающие возможность использовать их в целях коррупции. Например,статья конституции, декларирующая право на землю была далека от коррупциогенности, в нашем понимании, а закон о приватизации земли, закрепляющий это право стал «притчей во языцах». Право на бесплатное медицинское обеспечение декларируется конституцией, а закон о монетизации медицинских услуг для некоторых категорий населения РФ, чуть было не привел к социальному взрыву.

Таким образом, мы приходим к выводу, что краеугольным камнем в создании законов, реализации законов, и контролем за выполнением законов является человеческий фактор.

Начало и конец любого проявления коррупциогенности. Именно анализ психо-мотивационный личностной матрицы лиц, причастных к процессу законотворчества, реализации, и контроля НПА, может дать положительный результат в борьбе с коррупцией.

Исходя из всего вышесказанного можно дать конкретные ответы на поставленные в названии статьи вопросы:

  • достаточны ли существующие методы антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов для выявления фактов коррупциогенности – ДОСТАТОЧНЫ
  • Являются ли существующие методы антикоррупционного мониторинга нормативных правовых актов и их проектов действенными механизмами противодействия коррупции – НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.

С сожалением приходится констатировать, что на сегодняшний день не существует действенной методики антикоррупционного мониторинга НПА, так как все Методики основаны на описательно-созерцательном принципе изучения глубинных основ причины коррупциогенности. Они носят отрывочный субъективный характер, полностью игнорируя системный анализ механизма возникновения коррупциогенности.

Примечание:

· Конвенция Организаций Объединённых Наций против коррупции (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.).

· Конституция РФ

· Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-ФЗ

· Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ

· Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» от 12.05.2009 года № 537

· Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300, с изменениями от 10 января 2000 г.

· Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р

· Правила проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 г. № 195

· Методика проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2009 г. № 196

· Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.2008 года № Пр-1568

· А. Ф. Ноздрачев. Коррупция как правовая проблема в вопросах и ответах.

Алескеров ЗаурСалманович ,президент Legal Defence Departament

ТрепашкинМихаилИванович ,адвокат,членОбщероссийскойобщественнойорганизации«Комиссияпоборьбескоррупцией»