Социальный проект Тема: «Как мультфильмы влияют на ребенка. Исследовательская работа на тему: «Мультфильмы в жизни детей Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов

Елабужский Институт Казанского Федерального Приволжского Университета

Курсы повышения квалификации педагогов-организаторов

Влияние современных мультфильмов на психику и поведение детей.

Выполнила: педагог-организатор

МАОУ «СОШ №48»

Марусева Ольга Владимировна

Аннотация.

Название проекта: «Влияние мультфильмов на психику и поведение детей».

Проблема: негативное воздействие многих современных мультфильмов (фильмов) на сознание и поведение детей.

Цели и задачи проекта:

Анализ предпочтений детей в области просмотра мультфильмов;

Выявление негативных сторон современных мультфильмов и их влияния на детей;

Методы: анкетирование, анализ литературы, беседа с учащимися, классными руководителями.

Ожидаемые результаты: осознание и контроль со стороны родителей при выборе мультфильмов; уменьшение в некоторой степени агрессии среди младших школьников.

Сроки реализации проекта: 18 месяцев.

Обоснование целей и задач проекта.

«Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией...»

Лоренца Лорензини

Очень часто родители, чтобы отвлечь внимание ребенка и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. Просмотр мультфильмов играет важную роль в развитии ребёнка во всех аспектах - физическом, эмоциональном, мировоззренческом, интеллектуальном. Ответственные родители всегда задумываются: не причинят ли вред детской психике современные мультфильмы? Каким мультфильмам отдать предпочтение - зарубежным или отечественным?

Ребёнок сквозь призму отношений мультипликационных героев учится воспринимать себя и окружающих, преодолевать трудности. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, их герои становятся примером для подражания.

Мультпродукция способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Всегда необходимо очень чётко осознавать влияние разных мультфильмов на психику и восприятие окружающего мира ребёнком. Если нет возможности предварительно ознакомиться с мультфильмом, то желательно хотя бы вместе с ребёнком его просматривать, чтобы иметь возможность комментировать содержание, обращая внимание на позитивные и негативные его стороны, помогая провести черту между добром и злом.

Данная проблема очень актуальна на сегодняшний день. В связи с некультурным, неадекватным и агрессивным поведением детей (не всех) мы выбрали именно эту тему для проекта.

Основная цель данного проекта:

Разработать список мультфильмов, наиболее положительно и/или отрицательно влияющих на сознание школьников.

Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи:

Провести опрос предпочтений детей в области просмотра мультфильмов;

Выявить негативные стороны современных мультфильмов и их влияние на детей;

Составить список наиболее «правильных» мультфильмов и организовать их показ детям и родителям.

Механизмы реализации проекта.

В рамках данного проекта будет проводиться опрос среди школьников по их мультипликационным интересам. Проект проходит в три этапа.

1 этап. Подготовительный. На данном этапе деятельности происходит выбор необходимого метода, средств для достижения цели, уточняются задачи и ход действий. 1 этап включил в себя следующее:

    Обсуждение темы проекта, выявление наиболее эффективных форм и методов дальнейших действий.

    Подготовка вопросов для опроса школьников с целью выявить их мультипликационные предпочтения.

2 этап. Основной. Этап включает в себя реализацию действий, направленных на достижение поставленных целей и задач. Предварительно обговорив детали с классными руководителями, группа провела опрос среди учеников младшего школьного возраста. Для исследования брались отличные друг от друга по поведению и успеваемости классы. Анкетирование было анонимным, дети указывали лишь свой класс. Анкеты включали в себя вопросы о частоте просмотра мультфильмов, об их жанре и конкретно названиях (см. приложение 1).

После опроса мы выявили наиболее популярные мультфильмы среди детей. С помощью сети интернет ознакомились с содержанием незнакомых нам мультпроектов, мнением психологов; изучили работы по данной теме. Далее мы определили негативные и позитивные факторы этих произведений. Несмотря на то, что сюжет многих мультфильмов подразумевает победу добра над злом, в них присутствует множество признаков отрицательного влияния. К примеру, среди главных героев превалирует агрессивное поведение, сцены насилия, убийств. Еще одним ярким примером дурного воздействия моно назвать образы мужчин и женщин. Многие зарубежные мультипликаторы показывают женщин мужественными воительницами, а мужчин безвольными людьми. Данные фрагменты показывают неадекватные особенности поведения. И таких признаков немало. Поэтому анализ и изучение мультфильмов (в основном зарубежных) должно занимать и занимает большую часть времени основного этапа проекта.

3 этап. Заключительный. Данный этап подразумевает анализ проделанной работы и дальнейшие перспективы развития.

Учитывая результаты анализа, в дальнейшем будет составлен список рекомендуемых для просмотра мультфильмов. Будут обсуждены возможные негативные и положительные стороны данных мультиков. Опираясь на опыт психологов, изучивших данную тему, добавив свои результаты, эти ролики будут показаны детям и родителям.

    Маленькие Эйнштейны.

    Смешарики.

  1. История игрушек.

  2. Котенок по имени Гав.

    Король Лев.

    101 далматинец.

    Симпсоны.

    Гриффины.

    Губка Боб квадратные штаны.

    Том и Джерри.

    Трансформеры.

    Человек-паук.

  1. Южный парк.

Календарный план.

Ожидаемые результаты и дальнейшее развитие проекта.

Результатом реализации проекта будет список рекомендованных мультфильмов. Беседы, встречи с родителями в дальнейшем и ознакомление их с результатами исследования, анализа позволит достичь осознания некоторыми родителями важности выбора мультфильмов для своих детей (особенно в младшем возрасте).

В целях развития данного проекта в будущем будет проведен опрос конкретных учеников. Более внимательному изучению будут подвергнуты недисциплинированные ученики, учащиеся с девиантным поведением. Путем беседы с ребенком и классным руководителем будут определены проблемные моменты в поведении ученика.

В дальнейшем мы планируем увеличить число опрашиваемых и список рекомендованных мультфильмов.

Перспективным планом является установка информационного стенда с результатами исследования, новостями о реализации и судьбе проекта.

Канцелярские товары - 200 рублей.

Буклеты (в перспективе) - 600 рублей.

Канцелярские товары приобретены за счет школьного бюджета.

Список литературы

1. И. Гундорова. О последствиях восприятия телевизионной информации млад-шими школьниками стр. 49- 53//Воспитание школьников №9, 2005г.

2. И. Гундорова. Телевидение и нравственность: возможен ли союз стр. 36- 39.// Школьный психолог №12 июнь 2006г.

3. Джеймс Ч. Добсон - Родителям и молодоженам. 1991г.

4. Марина Кварцова. Тревожные дети. // Школьный психолог №19, 2003г.

5. Ю.Е.Красный, Л.И. Курдюкова - Мультфильм руками детей Кн. для учителя.- М.: Просвещение 1990г.

6. Лазутова М.Н. Психологические методики М.: 1995г.

7. Практическая психология образования под ред. И.В Дубровиной \ М.: 2000г

8. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений./ Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изда-ние- М.: ТЦ «Сфера»,1998

10. Учителю о психическом здоровье младших школьников под ред. Л.С. Колмо-горовой./.- Барнаул. БГПУ, 2004г.

11. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.З. Музыка. Театр. Кино./ Глав.ред. В.А. Володин.- М.: Аванта плюс, 2001

Анкетирование

1.Что вы предпочитаете делать в свободное время?

А) смотреть телевизор;

Г) другое (что именно) _____________________________________________

2.Смотрите ли Вы мультфильмы? (да/нет)

3.Какие мультфильмы Ваши любимые? __________________________________

4.Какие фильмы предпочитаете смотреть?

А) боевики;

Б) триллеры, ужасы;

В) комедии;

Г) драмы;

Д) другое (какой жанр)_____________________________________________

5.Ваш любимый фильм ________________________________________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50»

«Влияние мультфильмов на детей»

Подготовила:

Копышенкова Дарья, ученица 4 класса

Научный руководитель:

Холина Е.М., учитель начальных классов

г. Калуга

    Введение с. 2 – 3

    Теоретическая часть с. 4 – 10

2.1. История создания мультипликационных фильмов с. 4

2.2. Польза и вред мультфильмов с. 5 – 8

2.3. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов с. 8 – 10

    Практическая часть. с. 10

    Заключение. Выводы. с. 10 – 11

    Литературные и электронные источники с. 12

    Приложение с. 13 – 16

Введение.

Каждый из нас, независимо от того, взрослый это человек или маленький ребенок, мальчик или девочка, очень индивидуален. Поэтому, одни из нас могут часами рассматривать картинки в старой бабушкиной книжке, а другие предпочтут прогулку на велосипеде или на роликовых коньках. Мальчишки играют в машинки, солдатиков и роботов, а девочки с материнской заботой укладывают любимую куклу в коляску. Но есть то, что, без исключения, любят и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Это мультфильмы.

Такая любовь к мультикам не случайна. Взрослые любят мультфильмы за то, что, с одной стороны, они позволяют родителям отвлечь ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны, несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции. Кроме того все взрослые когда - то были детьми, и в их памяти остались любимые герои и забавные истории.

Для детей же, мультфильм – это удивительная сказка: яркая, волшебная, незабываемая. Сказка, которая учит дружбе, общению и взаимному уважению; поясняет, что такое хорошо, а что плохо, и что добро всегда побеждает зло.

Более ста лет прошло с появления первого мультфильма. Многое изменилось с тех пор. Наши родители выросли на добрых отечественных мультфильмах, героев которых они знают и помнят: Вини - Пух и его друзья, Малыш и Карлсон, Кот Леопольд, Буратино, Дюймовочка, Чебурашка, Фунтик, домовенок Кузя, дядя Федор из Простоквашино и конечно легендарные Заяц и Волк из «Ну, погоди».

Сегодня же показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев. Но не все мультфильмы, как утверждают взрослые, оказывают положительное влияние на детскую психику и воспитание. Существует множество мнений о вреде и пользе современных мультфильмах и о том, сколько по времени и какие именно можно показывать мультфильмы детям для полноценного развития личности.

У меня недавно родился младший брат, и мне хотелось бы разобраться, какие мультфильмы будут познавательны и полезны для него. Именно поэтому, я выбрала данную тему для исследования.

Цель работы: на основе работы с литературой (мнения родителей, специалистов, психологов) и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.

Задачи работы:

    изучить историю мультипликации;

    выяснить какую пользу и вред может принести выдуманный мир мультипликации;

    провести анкетирование в своем классе, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;

    сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы;

    проанализировать результаты исследований и сделать выводы.

Анализ работы позволит ответить мне на следующие вопросы:

    С какого возраста можно показывать маленькому ребенку мультфильмы.

    Какое по продолжительности время ребенок может проводить, просматривая мультфильмы.

    Какие мультфильмы полезны для ребенка отечественные или зарубежные.

Теоретическая часть

2. 1. История создания мультипликационных фильмов.

Существует несколько версий появления первого мультфильма.

По одной из версий, французы, как родоначальники этого вида искусства, считают днем рождения мультипликации 30 августа 1877 года. Именно в этот день было запатентовано изобретение праксиноскопа французским художником и изобретателем-самоучкой Эмилем Рейно. Немногим ранее, 20 июля 1877 года, Эмиль Рейно представил доклад перед членами Французской академии и продемонстрировал праксиноскоп – аппарат, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур. Первый же мультфильм был создан в 1892 году, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим», в оптическом театре Эмиля Рейно. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображения на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.

По другой версии, в 1906 году балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев создает первый в мире кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций. Фильм снят на 17,5-миллиметровую пленку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протер ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Имеются и более ранние версии создания анимационных фильмов, но полноценным мультфильмом их назвать нельзя. Они были только демонстрацией возможностей для камеры.

Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.

Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране – «живое» кино или анимированное.

Если говорить о нашей стране, то надо отметить, что в 1936 году в СССР была основана киностудия «Союзмультфильм», что дало огромный скачок отечественной мультипликации.

В 1958 году первые мультипликационные фильмы в Японии создают жанр «Аниме».

2. Польза и вред мультфильмов.

С развитием мультиндустрии, как мы говорили ранее, для юных зрителей открывается огромное множество мультипликационных фильмов с разнообразными жанрами и сюжетами. Всем давно известен тот факт, что мультфильмы имеют огромное влияние на нервную систему ребенка. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? И сколько времени можно позволять проводить ребенку перед телевизором?Постараемся ответить на данные вопросы, учитывая мнения специалистов.

Дляначала следует рассмотреть положительное влияние мультфильмов на ребенка.

Мультипликационные фильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Герои мультиков демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания ребенка, главное найти золотую середину. У просмотра «правильных» мультиков есть целый ряд положительных моментов:

    ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься , получить психологическую разгрузку;

    ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить ;

    познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.);

    смена картинки на экране с звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию;

    совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка .

А теперь рассмотрим негативное влияние мультфильмов на сознание ребенка.

Можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка. Опираясь на мнения Д.В.Андрющенко, Н.Е.Марковой, И.Я.Медведевой, можно выделить несколько признаков «вредного мультика», от просмотра которого стоит оградить ребенка.

Агрессия и насилие на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийства (если главный герой агрессивен, он может наносить вред окружающим, и ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни). Например, исследования А.Бандуры, проведенные им и его коллегами еще в 60-х годах ХХ века, доказали, что сцены телевизионного насилия, увиденные детьми, увеличивают их агрессивность и формируют не самые лучшие черты характера.

Полная безнаказанность (если плохой поступок персонажа не наказывается, а даже приветствуется, у ребёнка может сформироваться ощущение вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем).

Нет чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей).

Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям может вызывать агрессию и хамство детей. «Воспитательный» момент систематического просмотра таких мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя.

Неправильное формирование инстинкта самосохранения (если герои могут по нескольку раз умирать и оживать на экране, то нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить такой подвиг).

Кроме того, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как-бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями. Для них это, своего рода, приключение, интересное путешествие, а не пустое времяпрепровождение.

Часто родители обеспокоены нездоровой зависимостью своего ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все вечернее время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в том, что он слишком много смотрит мультфильмы, попросту нельзя. Вероятно, родители уделяют ребенку слишком мало времени, если он нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами.

Итак, важным моментом является длительность просмотра . Но, как же мягко и решительно ограничить время, которое детские мультфильмы занимают в жизни ребенка? Нельзя резко в один день запретить ребенку смотреть мультфильмы. Это может привести к острому конфликту. Просто необходимо обратить внимание на ребенка и попытаться переключить его с поглощения мультфильмов на другие, более интересные занятия, например новые игры.

Большинство детей уже в 4-6 месяцев с удовольствием следят за экраном, но в этом возрасте, когда ребенок не воспринимает сюжет, нахождение у телевизора может привести лишь к перегрузке нервной системы, нарушению сна и аппетита.

Для 1,5 – 2 – летних малышей подходят самые простые и короткие мультики, не более трех-пяти минут. Например, старые советские «Колобок», «Кто сказал мяу», «Два веселых гуся», короткие серии чешского Кротика, новый российский «Лунтик». Короткие, но очень насыщенные мультики типа «Том и Джерри» не подойдут, поскольку будут перевозбуждать нервную систему малыша.

В возрасте 3-х лет уже можно добавить 15-20-минутные мультики, но простые и спокойные по изложению: «Мешок яблок», «Лиса и волк», «Приключения Фунтика».

В 4-5 лет ребенок в состоянии воспринять длинную сказку, продолжительностью 40-60 минут, а в 6-7 лет интересными для него станут и полнометражные мультипликационные фильмы.

Итак, подводя итоги, следует отметить:

- Во-первых, утверждать, что мультфильм - абсолютное зло неправильно. Хороший мультфильм - это маленькая сказка, где животные умеют говорить, а добро всегда побеждает зло. Хорошие и позитивные истории могут научить ребенка многим добрым и полезным вещам. Родителям в этом случае остается только проследить, чтобы ребенок смотрел только «добрые» мультфильмы, которые несут в себе положительный заряд.

- Во-вторых, существует ряд признаков, которые характеризуют вредные для детской психики мультфильмы. Детям не следует смотреть истории, в которых главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим, калечат или убивают других персонажей. Последствием просмотра подобного мультфильма может стать проявление безжалостности и агрессии ребёнком в реальной жизни. Вредны для малыша и те мультфильмы, в которых отклоняющееся поведение героев никем не наказывается, то есть героя, нарушающего общепринятые правила, не ставят в угол, никто не шлёпает и даже не говорит, что так делать нельзя. В итоге у маленького ребенка расшатываются эталоны допустимого и неприемлемого поведения, хорошего и плохого поступка. Вредно на психику ребенка влияют и мультфильмы, в которых главные герои неуважительно относятся к животным, людям и растениям. Положительные персонажи детских историй должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные персонажи - уродливыми.

- В-третьих, в просмотре ребенком мультфильмов нет ничего ужасного, если время пребывания перед телевизором и сюжет строго контролируется взрослыми. Но следует помнить, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с родителями.

И главное – нельзя показывать ребенку мультфильм, который не видели его родители!

3. Сравнение Отечественных и зарубежных мультфильмов.

Если спросить у наших родителей: «что такое мультики?»,- то у каждого из них возникнут хорошие воспоминания о беззаботном детстве, родительском доме. Многие из них и сейчас останавливаются у телевизора, когда видят полюбившихся с детства персонажей.

Рассмотрев признаки «полезных и вредных мультфильмов», теперь сравним героев и то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства.

«Самый маленький гном» - мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий вручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят… Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя».

«Волшебный мешочек» - у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: «Раз тебе хочется озорничать – озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками». Ура! Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если доброе дело сделаешь. Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дело милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце.

«Самый большой друг» - мультфильм про злого крокодила и африканскую девочку с друзьями – щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На звание самого большого друга, естественно, претендует бегемот. Мультфильм очень доходчив даже до самых маленьких. Девочка «на пальцах» объясняет бегемоту: «Посмотри, какие они маленькие, а все они мои большие друзья. И бегемоту ничего не остается делать, как плакать в три ручья. Зато всем понятно, кто здесь самый большой друг и как вообще надо дружить.

Понаблюдав за малышом, который смотрит мультфильм, можно увидеть эмоции и переживания на его лице. Он смеется вместе с героем, хмурит бровки, сопереживает, жалеет его, повторяет слова знакомой песенки. Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.

Теперь рассмотрим американский мультик «Гуфи и его друзья». Из нескольких рассмотренных серий можно выделить один часто повторяющийся сюжет: имеется некий человек, который занят каким-то очень важным для него делом. Как правило, он занят вполне полезным если не общественно (служащий какой-то компании, по обслуживанию населения), то для себя лично (строит себе что-то, выращивает и т.д.) И имеется бездельник, сильно занятый развлечениями себя любимого. Разворачивается конфликт между героем – Гуфи и предметами. Так как Гуфи герой, то, естественно, он должен победить. В результате получается, что тот трудяга, который чем-то помешал дятлу в его деле развлечения, терпит сокрушительное поражение, а Гуфи показывается эдаким бравым героем, жутко изобретательным, и выставляющим всех своих «врагов» неумехами, глупцами, в общем, неудачниками.

Возьмем для примера еще мультфильм «Ниндзя-Черепашки». Главные герои Черепашки постоянно противостоят плохому, но они столько убивают, что задумываешься, а, правда, они такие хорошие?

В американских сюжетах очень часто образ девушки тоже очень жестокий. Высмеиваются традиционные для женского образа качества: застенчивость, бескорыстие, скромность и самое главное – материнство. Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения трольши). Дети в этот момент всегда смеются. А ведь это, не просто сцена красивого убийства, это – пример смерти. Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать. Во многих мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми, к сожалению, не получается. Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности детям. Они не учитывают наши национальные и культурные особенности.

Но нельзя сказать, что все американские мультфильмы губительны для сознания детей. Например, «Король Лев» - полнометражный мультфильм, главный герой которого – маленький львенок Симба, теряет своего любящего и любимого отца из-за зависти

своего злого дяди. Очень трогательный сюжет, заставляющий переживать вместе с героями, как юных зрителей, так и их родителей.

Практическая часть.

Мне было интересно узнать, как относятся к мультфильмам ребята нашего класса. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:

    Смотришь ли ты мультфильмы? (Приложение I , рис. 1 )

    В какое время ты предпочитаешь смотреть мультики? (Приложение I , рис. 2 )

    Какие мультфильмы ты предпочитаешь? (Приложение I , рис. 3 )

    Как называется твой любимый мультфильм? (Приложение I , таблица 1 )

    Твой любимый герой мультфильма? (Приложение I , таблица 1 )

    Чем этот герой нравится тебе? (Приложение I , рис. 4 )

    Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой? (Приложение I , рис. 5 )

    Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы? (Приложение I , рис. 6 )

Заключение. Выводы.

Исходя из поставленных задач, изучена история мультипликации, рассмотрено положительное и негативное влияние на ребенка, как отечественных, так и зарубежных мультфильмов, проведено анкетирование в 4-ом классе.

Результаты анкетирования показали, что практически все дети в возрасте 10-11 лет с одинаковым интересом смотрят и отечественные, и иностранные мультфильмы. Положительным моментом является то, что 50% детей смотрит мультфильмы вместе со своими родителями.

Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы:

    Только качественные и добрые сюжеты помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному. Некачественные мультфильмы могут наоборот навредить – стереть границы добра и зла или приучить детей к плохому.

    Анализ работы показал, что оптимальный возраст, с которого ребенок может начинать смотреть мультики 1,5 – 2 года. Для таких малышей время просмотра не должно превышать 3-5 минут. В возрасте 3-х лет длительность просмотра должна составлять не более 15-20 минут. Для детей 4 – 5 лет – 40-60 минут. И только, начиная, с возраста 6 -7 лет, ребенок может смотреть полнометражные мультфильмы.

    Нельзя сказать, что не все иностранные мультфильмы губительны для сознания детей. Среди них можно найти добрые и качественные мультики.

В заключении, хотела бы сказать, что исследовательская работа помогла мне разобраться, какие мультфильмы можно показывать моему младшему братику, чтобы не только не навредить ему, а воспитать его добрым, отзывчивым и любящим мальчиком.

А главное понять, что никакие мультфильмы не заменят живого общения.

Список используемой литературы

    Баркан А. Ю. «Плохие привычки хороших детей» - Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.

    Волков Б. С., Волкова Н. В. «Детская психология. От рождения до школы» -Спб.: Питер 1-е издание, 2009 г.

    Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - Издательский дом: ЧеРо, ТЦ СФЕРА, 2007 г.

    Капков С. А. «Энциклопедия отечественной мультипликации» - М.: Алгоритм, 2006 г.

    Кривуля Н.Г. «В зеркале времени. Анимация двух Америк» - Издательство: Аметист, 2007 г.

    Курпатов А.В. «Счастье вашего ребёнка» - Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2013 г.

    Мухина В. А. «Возрастная психология» - Издательство: Академия (Academia), 2012 г.

    Ньюфелд Г. «Не упускайте своих детей» - Издательство: Ресурс, 2012 г.

    Осорина М. В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» - Спб: Питер, 2011 г.

Приложение I

    Смотришь ли ты мультфильмы?

Рисунок 1

мультфильм

5. Какими качествами нравятся эти герои?


Рисунок 4

6. Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой?


Рисунок 5


Буравенко Лара, Житку Артём, Хаджиогло Елена

Руководитель проекта:

Ковальчук Наталья Васильевна

Учреждение:

МОУ "ТСШ №11" Приднестровье, г.Тирасполь

Данный исследовательский проект в начальной школе "Влияние мультфильмов на здоровье детей" направлен на изучение последствий просмотра мультипликационных фильмов, не предназначенных для развития здоровой психики детей.

Авторы исследовательской работы в 4 классе начальной школы "Влияние мультфильмов на здоровье детей" подготовили теоретическую базу для исследований, изучив мнения учёных о влиянии мультиков на здоровье детей. Также ученики 4 класса разобрали некоторые популярные мультфильмы разных жанров и разных стран-производителей на элементы насилия, жестокости и других факторов, пагубно влияющих на психику ребенка.


В данном проекте в начальной школе "Влияние мультфильмов на здоровье детей" ученики 4 класса провели анкетирования среди родителей учеников, чтобы узнать, с какого возраста дети начинают смотреть мультфильмы.

Также авторы проекта в 4 классе провели эксперименты, в котором исследовалось прямое влияние просмотренных мультфильмов на психологическое состояние детей. После просмотра разных мультфильмов ученики начальной школы нарисовали рисунки, которые позже проанализировал школьных психолог.

Введение
Исследования учёных о влиянии мультфильмов на здоровье и развитие подрастающего поколения.
Как опасные ленты разрушают психику ребёнка.
Заключение
Как научиться выбирать для просмотра хорошие мультфильмы.
Список литературы
Приложения.

Введение


Ежедневно ребёнок получает огромное количество информации. Он впитывает её в себя, словно губка. Однако разделить её нахорошую и плохую он пока не умеет. Ребёнок почти всю информацию воспроизводит в виде образов, а из этих образов, как из кубиков он строит свою модель мира.

Основной процесс познания мира для ребёнка - это игра, сказка. Ведь сказка – это то, что формирует в ребёнке модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, всего того, на что он будет ориентироваться всю жизнь.

Раньше, когда телевидения ещё не было родители или бабушки с дедушками рассказывали своим детям сказки. Именно на этих сказках дети учились добру. Такие сказки передавались из уст в уста. На них воспитывались многие поколения людей. С появлением телевизионных сказок (мультфильмов ) многие родители практически перестали рассказывать своим детям сказки, доверяя это важное дело мультфильмам.

Конечно же, трудно представить себе ребёнка, который бы не любил мультяшки ! Они красочные, весёлые, увлекательные, но, к сожалению, яркая упаковка может оказаться с опасным содержимым без знака добра и зла.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение и поэтому на родительском собрании мы провели анкетирование родителей, в котором спросили их, что же такое мультфильм?

  • 57,1% опрошенных родителей нашего класса ответили, что мультфильмы – это телевизионная сказка для детей;
  • 21,4% родителей считают, что мультфильмы – это отдых для ребят
  • 21,4% родителей уверены, что мультфильмы – это развлечение для детей.
  • 57,1% опрошенных с двух лет,
  • 21,4% с трёх лет,
  • 14,2% с четырёх лет и
  • 7,1% с пяти лет.

Большинство родителей признались, что они тоже любят смотреть мультфильмы, особенно вместе со своими детьми (92,8%), но были и такие, которые не смотрят мультфильмы с детьми, не обсуждают и не комментируют их, ссылаясь на занятость или усталость (7,1%).

  • 78,5% - да, могут навредить
  • 21,4% - нет, все мультики очень безобидны.
Актуальность выбранной темы очевидна. И детям и нашим родителям хочется, чтобы мы выросли здоровыми и в дальнейшей взрослой жизни стали добрыми и хорошими людьми.

Мы решили выяснить, насколько в нашем классе ребята знакомы с понятием «добрые мультфильмы » и каким образом научиться выбирать для просмотра полезные для психического здоровья ленты.

В результате анкетированного опроса с учащимися нашего класса было выявлено, что самые любимые мультфильмы: «Том и Джери », «Человек паук », «Тачки », «Винкс », «Губка Боб », «Золушка », «Маша и медведь », «Лунтик ». Тогда мы опросили ребят нашего класса и поняли, что они совсем не умеют выбирать хорошую качественную продукцию.

Итак, предмет исследования: влияние мультфильмов на здоровье детей.

Цели: формирование чёткого представления о полезных и вредных мультиках; необходимость заботы о своём психическом здоровье; воспитание навыков избирательного отношения к мультипликационной продукции.

Методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • беседы с психологом школы;
  • анкетирование
  • наблюдение;
  • проведение экспериментов;
  • составление диаграмм по результатам экспериментов;
  • сравнение полученных результатов.

Почему же сегодня многие родители позволяют своим детям смотреть ленты, которые они не смотрели сами, об авторах и целях которых ничего не знают?

Вот небольшой анализ некоторых популярных мультфильмов .

Мультсериал «Телепузики » имеет разрушительное влияние на психику ребенка, ибо он создавался под действием тяжелых наркотиков, про что заявил бывший продюсер детского телеканала BBC СарриГрем. Психологи предупреждают о том, что в этом сериале детям 3-4 лет закладывают гомосексуальное поведение. Например, один из мальчиков носит женскую сумочку и одежду.

Детский сериал «Покемоны »(монстры, демоны) – пропагандирует оккультизм и насилие. Шокирующим был случай, когда после просмотра «Покемонов » было срочно госпитализировано 685 японских детей. Эпилептические судороги были вызваны красными огнями в глазах одного из персонажей – Пикачу.

Главная идея сериала «Маша и Медведь » – делай, что хочешь, и, за это тебе ничего не будет. Маша свободно и радостно, обходится без родителей (не вспоминая о них, как будто бы их нет) и находится на воспитании у медведя, который покорно исполняет все Машины капризы. Гиперактивная Маша управляет им, как только хочет.

Японские мультфильмы в стиле «аниме » подталкивают детей к смене пола,а также пропагандируют половые извращения как норму. Герои легко меняют свой пол и привлекают к этому других. В японских аниме очень много крови и жестокости.

Американские мультсериалы «Симпсоны », «Гриффины » и многие другие переполнены жестокостью, насилием, злословием, бессмыслицей, извращениями и являются прямой насмешкой над семьей.

Актуальность проекта

Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне и моей младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решил изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.

Объект исследования : Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся 1-4 классов

Гипотеза : мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в общении.

Методы исследования:

1. Подбор материала по теме, изучение специальной литературы, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов

Срок реализации проекта : Средняя продолжительность (1 месяц).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ребрихинская средняя общеобразовательная школа»

Информационно-исследовательский проект по теме

« Влияние мультфильмов

на психику детей »

Светиков Сергей

Руководитель: Синельникова Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

с.Ребриха

2015

Введение……………………………………………………………… 3

Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие и психику детей

1.1. Как появился жанр - мультипликация …………………... 5

1.2 Особенности содержания отечественных мультфильмов. . . 6

1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов……. 7

1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы……….. 9

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учащихся ……………………………………….. 11

2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра

Разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений …… 12

Заключение……………………………….……………………………… 13

Литература……………………………………………………………… 15

Приложения……………………………………………………………… 17

Введение

Цель исследования - выяснить влияние просмотра мультфильмов детьми на их психику.

Задачи:

  1. узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация;
  2. выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир;
  3. провести анкетирование обучающихся 1- 4 классов, с целью выявления наиболее любимых и нелюбимых мультфильмов и их героев;
  4. изучить, как влияют зарубежные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников;
  5. проанализировать результаты исследований и сделать выводы.

Актуальность проекта

Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне и моей младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решил изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.

Объект исследования : Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся 1-4 классов

Гипотеза : мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в общении.

Методы исследования:

  1. Подбор материала по теме, изучение специальной литературы, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов

Срок реализации проекта : Средняя продолжительность (1 месяц).

Основная часть

Глава 1. Изучение влияния мультфильмов на развитие и психику детей.

1.1.Как появился жанр - мультипликация

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино - вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Анимация (animation) – производное от латинского "anima" – душа - следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").

Мультипликация возникла ещё в 17 веке. Изобретение волшебного фонаря принадлежит голландскому ученому Христиану Гюйгенсу, а датский математик Томас Вальгенштайн впервые ввёл в обиход термин «латерна» магика» (искусство проекции) и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы. Устройство волшебного фонаря очень простое: это деревянный или металлический корпус с отверстием и объективом, в корпусе которого был размещён источник света (в 17 веке – свеча или лампада, позднее – электрическая лампа). Картины волшебного фонаря показывались всегда в совершенно темной комнате. На белой стене или на натянутом белом полотне. Волшебный фонарь помещался за экраном, так что зритель видел перед собой только экран, на котором появляются и исчезают разные картины. Век волшебных фонарей оказался довольно долог. Аппарат для проекции изображений широко был распространен в 17-20 вв.




Задачи работы: узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация; выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир; провести анкетирование обучающихся 1- 6 классов, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев; изучить, как влияют западные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников; проанализировать результаты исследований и сделать выводы.


Гипотеза: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении со взрослыми и детьми.


Как появился жанр - мультипликация Анимация (animation) – производное от латинского "anima" – душа - следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").






Результаты мультипликационного фестиваля «Лапута» (май 2003 г., Токио). 1 место. Ежик в тумане (1975, Юрий Норштейн) 2 место. Сказка сказок (1979, Юрий Норштейн) 5 место. Снежная королева (1957, Лев Атаманов) 10 место. Чебурашка (1971, Роман Качанов) - и еще три мультфильма про него 17 место. Старик и море (1999, Александр Петров) 25 место. Цапля и журавль (1974, Юрий Норштейн) 28 место. Жил был пес (1982, Эдуард Назаров) 31 место. Лиса и заяц (1973, Юрий Норштейн) 37 место. Спокойной ночи, малыши (2000, Юрий Норштейн, заставка к одноименной детской телепередаче) 45 место. Шинель (2 части) (не закончен, Юрий Норштейн



Какие опасности скрывают в себе мультфильмы. Большенство современных мультфильмов: Яркие, действие происходит очень быстро. Имеют простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах. Значение речи для понимания содержания мультфильма сведено к минимуму. Озвучены мультфильмы одинаковыми голосами переводчиков. В них много агрессии.


«Влияние мультфильмов на сознание детей»


Психологический смысл отечественных мультфильмов "Золушка", "Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга. "Чуня" - "Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты". "Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба. "Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет". "Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все". "Мама для мамонтенка" - любовь к родителям. "К.О.А.П.П." - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество




Исследование 2. "Детский тест тревожности", разработанный американскими психологами Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом, предназначенный для определения тревожности у детей в возрасте 3,5-7 лет





Выводы: Я выяснила: 1. Просмотр западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии. 2. Отечественные мультфильмы умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.


Гипотеза: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми. ПОДТВЕРДИЛАСЬ


ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ О СВОЁМ БУДУЩЕМ, У ВАС ЕГО НЕ БУДЕТ … Бертран Рассел ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ О СВОЁМ БУДУЩЕМ, У ВАС ЕГО НЕ БУДЕТ … Бертран Рассел ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ О СВОЁМ БУДУЩЕМ, У ВАС ЕГО НЕ БУДЕТ … Бертран Рассел ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ О СВОЁМ БУДУЩЕМ, У ВАС ЕГО НЕ БУДЕТ … Бертран Рассел