Трансактный анализ коммуникации. Виды общения и трансактный анализ общения Трансактный анализ общения в психолого педагогическом взаимодействии

Разделы: Школьная психологическая служба

Введение

Почему была введена психология как учебный предмет?

К сожалению, в современной школе отсутствует такой курс, где бы ребенок смог получить знания о самом себе: о том, какой он, как его видят окружающие, каков механизм его поступков, каков его творческий потенциал, как он развивается и т.д. Такая ситуация вызвала острую потребность в создании всевозможных учебных курсов человековедения, психологии, человекознания. Предлагаемый конспект урока представляет собой один из возможных вариантов подобных занятий.

На уроках психологии я пыталась решить следующие задачи:

1. Дать ребенку знания о самом себе и научить его получать эти знания;

2. Помочь ему стать более социально адаптированным;

3. Способствовать развитию речи подростка;

4. Развивать рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя и выяснения того, что другие знают о нем и как понимают его личностные особенности.

Что же представляет собой урок психологии в данном контексте?

Хочется отметить, что термин “урок”, обозначающий традиционную форму работы с учащимися, употребляется здесь довольно условно, так как занятия по психологии весьма отличаются по форме, по содержанию и по способу организации учебной деятельности; и по принципам взаимодействия между учителем и учеником от традиционных уроков в школе. Занятия по психологии проходят один раз в неделю, объединяя три часа учебного времени. При этом все эти три часа строится преподавателем-психологом и воспринимаются детьми как единое целое занятие: разбить единый трехчасовой комплекс на отдельные уроки в разные дни недели.

5. Способствовать личностному росту подростка, особенно его нравственному совершенствованию, готовности к социальному определению и поиску жизненных ценностей;

6. Создавать условия для раскрытия теоретического потенциала подростка;

7. Дать знания о некоторых психологических функциях, процессах и образованиях;

8. Совершенствовать коммуникативные умения, обогащать поведенческий репертуар подростков.

Вполне понятно, что чисто классическая форма преподавания психологии как учебного предмета не позволила бы эффективно решить поставленные задачи. Приходя на урок психологии, подростки попадают как бы в лабораторию, где они могут изучать себя и других, переживать свое отношение к полученным знаниям, позволить себе быть самими собой, и в то же время опробовать какие-то новые формы поведения, получить новый опыт.

Для реализации поставленных задач я применила следующие методы:

Лекционный метод передачи знаний;

Методы исследования личности (психодиагностические процедуры);

Экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, в рисунках, в письменных работах;

Методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем (в рамках использования данного метода я часто применяла прием чтения вслух художественных текстов, обсуждение которых вызывало дискуссию);

  • метод анализа конкретных ситуаций;
  • игровое моделирование;
  • имитационные игры.

Тема: <Трансактный анализ общения>

Цель: знакомство с трансактным анализом и выделение стиля общения своего и партнера. Выявление наиболее эффективных способов общения.

Порядок работы:

Вопрос: Почему люди ссорятся?

Ответ записывается в тетрадях, затем переходим к обсуждению:

1. Не понимают друг друга.

2. Пытаются судить о человеке, как о себе самом: “Я бы…”

3. Есть идеальное представление о человеке, а если он изменился в чем-то, то мы его уже не хотим видеть таким.

4. Когда пытаются учить друг друга

5. Когда хотят обидеть друг друга. Показать, что он лучше, чем его друг

5. Когда позиции не совпадают

Можно представить себе личность, состоящую из 3-х блоков:

Родитель Я – которое говорит нам, что мы должны делать, как должны себя вести. Это Я – все знающее, все оценивающее, догматичное, с сознанием собственного превосходства и с правом всех судить и карать. Но еще оно связано со знанием, мудростью, со способностью к покровительству, к защите слабого, с милосердием.
Взрослый Я – голос разума, оно несет в себе такие стороны взрослого, как расчетливость и рационализм, трезвость и взвешенность оценок, понимание относительности норм и принципов, четкий контроль за своими действиями, осознанность стремлений и рациональное целеполагание.
Ребенок Я – которое несет в себе раскованность, импульсивность, непринужденность, фантазии, любопытство, творческие порывы и одновременно такие стороны, как беспомощность, неуверенность, несдержанность, наивность и пугливость.

Эти три Я сопровождают нас всю жизнь. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко

6. Мне бы понравилось быть воспитателем

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события

9. Каждый должен выполнять свой долг

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решения, я стараюсь продумать его последствия

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей

16. Я – увлекающийся человек

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать

20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны

21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д – “дитя”);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В – “взрослый”);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р – “родитель”).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР , то значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р . Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. “Родитель” с детской непосредственностью режет “правду-матку”, ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во многих городах.

Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Предлагается раздаточный материал.

“Признаки актуализации различных эго-состояний”

Эго-состояние родитель

Вербальные признаки – слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.

Обращение Ты – Вы (со мной обращаются на ВЫ, я обращаюсь на Ты).

Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.

Эго-состояние взрослый

Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.

Обращение Вы – Вы и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано: естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.

Эго-состояние ребенок

Вербальные признаки: а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.

Обращение Вы – Ты и Ты – Ты.

Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.

Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться по “взрослое” состояние, что, собственно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

Участники занятия знакомятся с ним

Давайте разберем примеры, какому из эго – состояний принадлежат подобные фразы?

Всегда ли мы можем фиксировать свое состояние? Нет, конечно. Но если мы можем отдать себе отчет о том, в каком эго-состоянии мы пребываем, то можем преодолеть какой-либо конфликт.

Упражнение.

Учащиеся делятся на группы по 2 человека. Каждой группе предлагается построить ситуацию общения с позиции. <Приложение 1>

Обсуждение

Какое общение было наиболее эффективным?

В чем это проявлялось?

Какое поведение обладает эффектом <бумеранга>?

Какое поведение может помочь в общении?

Домашнее задание: проанализируйте стиль общения родных и ваш в домашней обстановке.

Какой стиль вы предпочитаете с родителями, с друзьями?

Литература.

  1. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия, “Братство”, 1992. – 224 с.
  2. Берн Э. Игры, в котороые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988.
  3. Жариков Е. С,. Крушельницкий Е.Л.Для тебя и о тебе – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  4. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов Н.\Д <Феникс>,2001. – 512 c.

Транзактный анализ – это структурное описание взаимодействия в общении, предложенное американским психотерапевтом Эриком Берном. Словосочетание "трансактный анализ" дословно означает "анализ взаимодействий". В нем заложены две глубокие идеи: 1) мультипликативная природа общения; 2) разделение процесса общения на элементарные составляющие и анализ этих элементов взаимодействия.

Трансактный анализ общения выделяет 3 основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. Эти позиции ни в коей мере не связаны с соответствующей социальной ролью или возрастом: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Эффективность взаимодействия зависит в данном случае от правильно выбранной позиции, адекватно понятой ситуации и верно принятого стиля поведения.

Позиция Ребенка («Хочу!»): человек смотрит на другого «снизу вверх», с готовностью подчиняется. Эта позиция является основной в детстве, нередко встречается у взрослых (пример: молодая жена, молодой специалист, артист-любимец публики). В позиции Ребенка выделяют «ПОСЛУШНОГО РЕБЕНКА» и «БУНТУЮЩЕГО РЕБЕНКА».(«Не хочу!», «не буду!», «отстаньте!»)

Позиция Родителя («Надо!»): человек смотрит на другого «сверху вниз», учит, опекает, руководит.(примеры: отец или мать, старшая сестра, педагог, врач, начальник). В позиции Родителя выделяют:

«КАРАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ» указывает, приказывает, критикует, наказывает; и

«ОПЕКАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ» помогает, поддерживает, заботится, жалеет, прощает ошибки.

Позиция Взрослого («Хочу + Надо»): равноправие в общении, спокойный тон, выдержка, ответственность за свои поступки. (примеры: коллеги по работе)

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, когда задается позиция каждого партнера: Ребенок, Родитель или Взрослый. Графически это выглядит так: каждый партнер по общению изображается в виде набора всех трех его позиций: Р, В, Д (сверху вниз), а трансакция стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого.

При этом отношение вида Р->Р, В->В, Д->Д, изображаемые горизонтальными стрелками, появляются пристройками рядом (рис. 1-3); отношения Р->В, Р->Д, В->Д пристройками сверху (рис. 4-6), а В->Р, Д->Р, Д->В пристройками снизу (рис. 4-6).

Очевидно, указанными девятью типами исчерпываются все возможные типы трансакций.

Наиболее успешно общение при трансакциях с взаимодополнением . В них распределение ролей, задаваемое инициатором, принимается адресатом, поскольку это его устраивает: их позиции являются как бы частью одного целого, не противоречащими, а дополняющими одна другую. Обратная трансакция при этом является зеркальным отображением исходной (примеры рис.1-6).Это означает комфортное, бесконфликтное общение.

При трансакциях без взаимодополнения распределение позиций, задаваемое инициатором, не устраивает адресата, что может привести к конфликту. Чем сильнее рассогласование позиций, тем сильнее конфликтоген и большая вероятность возникновения конфликта. На трансактной схеме рассогласование проявляется в том, что стрелки будут непараллельны или пересекаются. Пересечение стрелок означает сильный конфликтоген, ссору или состояние накануне ссоры.

Общение РОДИТЕЛЬ – РЕБЕНОК взаимодополняемо, но может носить или спокойный или конфликтный характер в зависимости от разновидностей позиций ребенка и родителя. Неустойчивое общение (динамичное): РОДИТЕЛЬ – ВЗРОСЛЫЙ или ВЗРОСЛЫЙ – РЕБЕНОК, т.к. либо родитель переведет взрослого в положение ребенка (подчинение), либо взрослый переведет родителя в положение взрослого (равноправное общение). Во втором случае взрослому придется стать родителем (опекать, руководить ребенком), либо ребенку перейти на позицию взрослого (равноправное общение), иначе взаимодействие нарушится и может вообще прекратиться(возникнет конфликт). Пример: Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого. Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя, а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка. В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика

Примеры трансакций с взаимодополнением:

Трансакция "Демагог"

Один работник другому: "Эти начальники хорошо устроились: требуют от нас то, что сами не выполняют". Второй: "Да уж, что позволено Юпитеру, не позволено быку".

Поскольку первый осуждает, то он занял позицию Родитель. К собеседнику он осуществляет пристройку рядом: разговор на равных, то есть имеет место трансакция Р->Р. Она называется "Демагог" .

Второй собеседник также принимает позицию Родитель и осуществляет трансакцию Р<-Р. Следовательно, общаются они как Демагоги.

На рис. 1 приведена трансактная схема этого обмена репликами. Слева всегда изображается начинающий беседу, его мы будем называть инициатором , а его собеседника адресатом . Направление стрелок указывает: от инициатора исходит посыл или обратно от его партнера. На названии трансакций не отражается, исходят посылы от инициатора или от адресата.

В случае, когда стрелки на трансактной схеме расположены параллельно, верхняя та, которая изображает трансакцию, первую по времени.

Трансакция "Коллега"

"Не подскажете, который час?" "Сейчас без четверти двенадцать" . Обмен информацией это позиция Взрослый. Имеет место пристройка рядом В->В. Эта трансакция называется "Коллега" . Обратная трансакция также имеет вид В<-В, то есть также "Коллега". Изображены они обе на рис. 2.

Другой пример трансакции типа "Коллега". Руководитель спрашивает своего заместителя: "Как вы думаете, что нужно предпринять, чтобы прекратить опоздания на работу?" Заместитель: "У меня есть кое-какие соображения на этот счет".

Трансакция "Шалун"

Одна из сотрудниц обращается к другой: "Может, сбегаем посмотрим сериал, пока начальства нет?" "Давай" . Мотивом первой является желание получить удовольствие, удовлетворить чувство любопытства (что дальше произойдет с героями сериала?). То есть она занимает позицию Дитя и такую же позицию предлагает собеседнице (пристройка рядом). Эта трансакция Д->Д называется "Шалун" . Такое распределение позиций принимается и второй стороной. Осуществляется встречная трансакция Д<-Д, то есть также "Шалун", что и показано на рис. 3.

Трансакция "Профессор" и "Парламентер"

В отличие от трех предыдущих, где реализовалась пристройка рядом, речь теперь пойдет о пристройках сверху и снизу. Приведем соответствующие примеры.

Начальник подчиненному: "Опаздывая, вы подрываете свой авторитет". "Я понимаю и сделаю необходимые выводы".

Начальник осуждает подчиненного, то есть занимает позицию Родитель. При этом он осуществляет пристройку сверху, обращаясь к рассудку подчиненного. Значит, имеет место трансакция Р->В. Она называется "Профессор" и изображена на рис. 4 стрелкой сверху вниз.

Данное распределение позиций принимается подчиненным: как человек рассудительный, он признает свой промах (позиция Взрослый) и не оспаривает право руководителя делать ему замечания (пристройка снизу к позиции Родитель). Эта трансакция Р<-В называется "Парламентер" . На рис. 4 соответствующая стрелка идет снизу вверх.

Трансакции "Босс" и "Недотепа"

Руководитель подчиненному: "Как вам не стыдно опаздывать?!" Занимая позицию осуждения (Родитель) и обращаясь к чувству стыда (Дитя), он производит пристройку сверху Р->Д. Такая трансакция называется "Босс" .

Если собеседник отвечает: "Извините, больше не буду" , то он тем самым принимает заданное распределение позиций: отвечает с позиции Дитя, обращаясь к позиции Родитель, то есть осуществляет встречную трансакцию Р<-Д. Она называется "Недотепа" (рис. 5).

Трансакции "Воспитатель" и "Почемучка"

Предприниматель налоговому инспектору (с возмущением): "На каком основании вы наложили штраф?!" Инспектор: "Давайте разберемся". Достает документы и разъясняет причину наложения санкций.

Другой разговор. Ученик (с обидой): "А за что вы мне поставили тройку?" Учитель: "Ты забыл, что квадратный корень имеет и значение со знаком минус".

В обоих случаях инициатор разговора проявляет чувство обиды, то есть действует как Дитя. Он обращается за информацией к собеседнику, то есть к позиции Взрослый, осуществляет пристройку снизу Д->В. Она называется "Почемучка".

Собеседник принимает это распределение позиций и осуществляет пристройку Д<-В, называемую "Воспитатель"

Выделяют следующие виды общения.

  • 1. "Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться" от собеседника.
  • 2. Примитивное общение , когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  • 3. Формально-ролевое общение , когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • 4. Деловое общение , когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • 5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  • 6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • 7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт - "соблюдай интересы другого"; 2) одобрение, согласие - "не порицай другого", "избегай возражений"; 3) симпатии - "будь доброжелателен, приветлив".

Кодекс делового общения иной: 1) принцип кооперативное™ - "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора"; 2) принцип достаточности информации - "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент"; 3) принцип качества информации - "не ври"; 4) принцип целесообразности - "не отклоняйся от темы, сумей найти решение"; 5) "выражай мысль ясно и убедительно для собеседника"; 6) "умей слушать и понять нужную мысль"; 7) "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

Если один собеседник ориентируется на принцип "вежливости", а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика общения - реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Психолог Т. Лири выделяет два вектора общения, па основе которых различают позиции в общении:

  • 1) доброжелательность - враждебность;
  • 2) доминирование - подчинение.

Позиции в общении выделяют следующие:

  • 1) доброжелательная позиция принятия собеседника;
  • 2) нейтральная позиция;
  • 3) враждебная позиция непринятия собеседника;
  • 4) доминирование, или "общение сверху";
  • 5) общение на равных;
  • 6) подчинение, или позиция "снизу" (рис. 6.5).

Анализ позиций в общении осуществляется и в концепции трансактного анализа (Э. Бери).

Рис. 6.5.

Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека.

С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но в то же время и безапелляционность, приказной тон. Между тем, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

С позиции Родителя "играются" роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего: "Зайдите завтра". С позиции Ребенка - роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста - любимца публики. С позиции Взрослого - роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.

В позиции "Родителя" могут быть две разновидности:

  • 1) "карающий Родитель" - указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
  • 2) "опекающий Родитель" - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: "послушного ребенка" и "бунтующего ребенка" (ведет себя так: "Не хочу. Не буду, отстаньте!"). Трансакция - единица взаимодействия партнеров по общению в зависимости от занимаемой психологической позиции общения каждого партнера. Трансакции бывают различных типов и приводят к специфическим последствиям, в зависимости от позиций каждого (изображается стрелкой, идущей от выбранной позиции одного собеседника к предполагаемой позиции другого участника общения).

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого н Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может иметь как спокойный характер ("послушный Ребенок"), так и конфликтный ("бунтующий Ребенок").

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") происходит на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель) (рис. 6.6).

Ясиноватский колледж ДонГуу

РЕФЕРАТ

На тему: Трансактный анализ делового общения

1. Введение- 3

2. Трансактный анализ – 4

3. Трансакция – 6

4. Что дает трансактный анализ? - 7

5. Заключение – 9

Введение

Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх его -состояний, чётко отличимых одно от другого.

Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

Трансактный анализ

Трансактный анализ - направление психологии, основанное Э.Берном. В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие, направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Э.Берном было выделено 3 аспекта личности человека, которые определяют его характер общения: родительское, взрослое, детское.

Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

Судя по этим аспектам можно выяснить что сочетаться они между собой по разному. По моему мнению например «Детское» состояние и «Взрослое» сочетается лучше чем «Детское» и «Родительское» и т.д

Трансакционный анализ предусматривает разделение моделей взаимоотношений (игр) на разыгрывание трех основных ролей нашего Я. Оно (наше Я) может выступать в роли Родителя, Взрослого и Ребенка. Эти роли, непостоянны и периодически меняются у одного и того же человека в зависимости от ситуации и от восприятия им образа и поведения того, с кем он общается.

По моему мнению трансактный анализ это учет личностных особенностей собеседника для извлечения в этом выгоды ради интересов дела.­­­­­­

Трансакция

Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в общении называется трансакцией (или взаимодействием).

Э. Берн считал трансакцию основной единицей общения. При этом первая сказанная фраза, взгляд или жест называются побуждающим ходом-стимулом, а ответный ход партнера - реакцией. Самая простая трансакция состоит из обмена двумя ходами и очень напоминает торговую операцию с ее принципом «ты − мне, я − тебе». Именно поэтому обмен ходами часто называют сделкой, откуда и происходит название «трансактный анализ».

Используя модель эго-состояний для анализа взаимодействия между двумя людьми, Э. Берн различает параллельные, пересекающиеся, открытые и скрытые, двойные и угловые трансакции. Кроме того, он разработал три правила коммуникации.

В параллельной (называемой также простой или дополнительной)

трансакциивекторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

Существует несколько основных типов параллельных трансакций, где участвуют только два эго-состояния: «Взрослый − Взрослый», «Родитель − Родитель» и «Ребенок − Ребенок», а также: «Ребенок − Родитель», «Взрослый − Родитель», «Родитель − Ребенок», «Взрослый − Ребенок». Например, ученик может спросить учителя, какой параграф учебника ему необходимо подготовить к следующему занятию. Это можно сделать прямо и просто, исходя из обстоятельств настоящего момента. Запросив информацию, ученик находится во Взрослом. Учитель может ответить на вопрос также прямо и просто и тоже в соответствии с настоящим моментом, сообщая чистую информацию. Тон голоса и телесные сигналы подтверждают эго-состояние Взрослого.

Авторитарные личности (например, учитель, руководитель предприятия, родитель) общаются с теми людьми, кто «ниже», используя трансакцию «Родитель − Ребенок». Она наиболее типична и приемлема. При этом подчиненному отводится позиция Ребенка. Дети и подчиненные ценят общение с тем, кто выше их по служебной лестнице, или просто боятся потерять его расположение.

Побуждаемые страхом, они остаются в единственно возможной позиции, привыкают к ней, и колесо авторитарного взаимодействия беспрепятственно катится по жизни через десятки и сотни лет.

Тот, кому отводится позиция Ребенка, может попытаться перестроить общение. Однако вряд ли это удастся с авторитарным партнером.

Что дает трансактный анализ?

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого. В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, трансактный анализ уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение к Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров.1 Но возможна и так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеров обращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта. В любой ситуации в той или иной степени проявляются каждая из трех позиций Р, В, Д . Искусство состоит в том, чтобы правильно определить решающую из них, в соответствии и которой и действует собеседник. Знание этой позиции позволяет предвидеть поведение собеседника и, следовательно, скрыто управлять им посредством предложения ему соответствующей позиции. Исходя из этой модели, Берном была разработана теория игр, под которыми понимаются неконструктивные формы общения. «Игры» порождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию игр. В основе многих игр лежат сценарии, программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состояний Ребенок, плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым. Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в

межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансактный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект. Одной из основных сфер приложения трансактного анализа является коррекция внутрисемейных отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми. Основные понятия трансактного анализа и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и радостно. То есть основная задача помощи родителям – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах. Последователь Берна американский психотерапевт Т. Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык трансактного анализа, легче решает свои проблемы, так как будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире. В модели воспитания, основанной на трансактном анализе, подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в измерении взаимоотношений между ребенком и родителями. Несмотря на то, что теоретические положения трансактного анализа уязвимы для критики, его практическое использование демонстрирует позитивные результаты.

Заключение

Можно подвести такие итоги – трансактный анализ является самостоятельным направлением психологии и практики. Э.Берн создал свою психотерапию чтобы помочь человеку убрать «сценарии», лишиться «запрограммированной» жизни. Трансактный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, учет человека «общаться», Это приводит к положительному, а также более быстрому эффекту чем от индивидуального психоанализа. Также за всё время со времен жизни Берна его трансактный анализ подвергся усовершенствованию.

Эрик Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.

Современный трансактный анализ включает в себя теорию личности, теорию коммуникаций, анализ сложных систем и организаций, теорию детского развития. В практическом применении он представляет собой систему коррекции как отдельных людей, так и супружеских пар, семей и различных групп.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний "Я", или "эго-состояний": "Родитель", "Ребенок", "Взрослый".

А. Состояние «Родитель» - это усвоение индивидом опыта размышлений, действий, реагирования, рассуждений своих родителей или людей, чей авторитет был для него значим в детстве. (Пример. Начальник - подчиненному: «Федоров, сколько раз еще нужно напоминать Вам об одном и том же?!»).

"Родитель" - "эго-состояние" с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. "Родитель" - это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: "Делай как я!" и косвенное, которое реализуется под девизом: "Делай не как я делаю, а как я велю делать!".

"Родитель" может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека). Для "Родителя" характерны директивные высказывания типа: "Можно"; "Должно"; "Ни за что"; "Итак, запомни"; "Какой вздор"; "Бедняжка"...

В тех условиях, когда "родительское" состояние полностью блокировано и не функционирует, человек лишается этики, моральных устоев и принципов.

Б. Состояние «Ребенок» - это сохраненное в подсознании индивида детство с его кратковременными эмоциями, чувствами, двигательными актами, мимикой. Пример. Высокопоставленный чиновник, сидя на трибуне стадиона и наблюдая за игрой своей любимой команды, позволяет себе то, что никогда не позволит себе в рабочем кабинете. «Виновник» такого аффективного поведения - именно эго-состояние «Ребенок», извлеченное из уголков области бессознательного, «заполненного» еще в далеком детстве.

Состояние «Ребенок» имеет несколько разновидностей:

  • свободное, естественное (раскованность, фантазерство, импульсивность, непосредственность, воодушевление, смех, плач и т.п.);
  • адаптированное, приспосабливающееся (покорное, скромное, неуверенное, жалующееся, беспомощное, стесняющееся, боязливое и др.);
  • бунтарское (грубое, капризное, строптивое, непослушное, агрессивное и т. д.).

"Ребенок" - эмотивное начало в человеке. Для "Ребенка" характерны высказывания типа: "Я хочу"; "Я боюсь"; "Я ненавижу"; "Какое мне дело".

В. Состояние «Взрослый» - это поведение, здравого смысла, независимости, деловитости, учета реального положения дел, трезвой оценки ситуации, адекватного восприятия других людей и др. Пример: друзья, деловито решающие назревшую проблему.

Взрослое "Я-состояние"- способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека. Словарь "Взрослого" построен без предубеждения к реальности и состоит из понятий, при помощи которых можно объективно измерить, оценить и выразить объективную и субъективную реальность. Человек с преобладающим состоянием "Взрослого" является рациональным, объективным, способным осуществлять наиболее адаптивное поведение.

Если "Взрослое" состояние блокировано и не функционирует, то такой человек живет в прошлом, он не способен осознать изменяющийся мир и его поведение колеблется между поведением "Ребенка" и "Родителя".

Если "Родитель" - это преподанная концепция жизни, "Ребенок" - концепция жизни через чувства, то "Взрослый" - это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации. "Взрослый" у Берна играет роль арбитра между "Родителем" и "Ребенком". Он анализирует информацию, записанную в "Родителе" и "Ребенке", и выбирает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какие желательно включить. Поэтому коррекция должна быть направлена на выработку постоянного взрослого поведения, ее цель: "Будь всегда взрослым!". Между тремя эго-состояниями, этими тремя «внутренними человечками» идут бои «местного» значения, возникают конфликты. Один из них может вводить в заблуждение другого, манипулировать им.

Для Берна характерна специальная терминология, которая обозначает события, происходящие между людьми в общении.

Трансакт - любой вербальный или невербальный контакт между двумя (или более) индивидами. Он состоит из стимула (S) и рекции (R) между двумя эго-состояниями.
Скрипты, или скрипт-программы - сценарии жизненного пути индивида, заложенные в него еще в детские годы под влиянием социального опыта и содержащиеся в эго-состоянии »Ребенок». Скрипты трудно поддаются осознанию индивидом и ведут его по жизни на »поводке».

Психологическая игра - это поведение индивида со скрытым намерением (мотивом), с обманной стратегией во имя получения какого-то преимущества перед собеседником. Последствия такой игры для партнера определяют ее нравственную сущность. Примеры: «игры преступного мира», «супружеские игры», «я же тебе говорил(а)» и др.

"Игра" - фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремится избегнуть близости (т.е. полноценного контакта) путем манипулятивного поведения. Близость- это свободный от игр, искренний обмен чувствами, без эксплуатации, исключающий извлечение выгоды. Под играми понимается продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Ради получения чувств часто и совершаются действия игры. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов. Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры.

Выделяют три степени игр : игры 1-й степени приняты в обществе, они не скрываются и не приводят к тяжелым последствиям; игры 2-й степени скрываются, не приветствуются обществом и приводят к ущербу, который нельзя назвать непоправимым; игры 3-й степени скрываются, осуждаются, ведут к непоправимому ущербу для проигравшего. Игры могут разыгрываться человеком с самим собой, зачастую - двумя игроками (при этом каждый игрок может исполнять несколько ролей), и иногда игрок устраивает игру с организацией.

Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.

"Поглаживания и удары" - взаимодействия, направленные на передачу положительных или отрицательных чувств. Поглаживания могут быть:

  • позитивными: "Вы мне симпатичны", "Какая вы милая";
  • негативными: "Ты мне неприятен", "Ты сегодня плохо выглядишь";
  • условными (касаются того, что человек делает и подчеркивают результат): "Вы хорошо это сделали", "Ты бы мне больше нравился, если бы..."
  • безусловными (связаны с тем, кем человек является): "Вы специалист высшего класса", "Я принимаю тебя таким, какой ты есть";
  • фальшивыми (внешне они выглядят как позитивные, а на самом деле оказываются ударами): "Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека", "Вам очень идет этот костюм, обычно костюмы на вас висят мешками".

Любое взаимодействие людей содержит поглаживания и удары, они составляют банк поглаживаний и ударов человека, который во многом определяет самооценку и самоуважение. Каждый человек нуждается в поглаживаниях, особенно остро эту потребность испытывают подростки, дети и старики. Чем меньше физических поглаживаний получает человек, тем более он настроен на психологические поглаживания, которые с возрастом становятся более дифференцированными и изощренными. Поглаживания и удары находятся в обратной зависимости: чем больше человек принимает позитивных поглаживаний, тем меньше отдает ударов, и чем больше человек принимает ударов, тем меньше он отдает поглаживаний.

"Трансакции" - все взаимодействия с другими людьми с позиции той или иной роли: "Взрослого", "Родителя", "Ребенка". Различают дополнительные, перекрестные некрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям взаимодействующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия неконфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время.

Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. В этом случае на стимул дается реакция, активизирующая неподходящие "эго-состояние". Скрытые трансакции включают более двух "эго-состояний", сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

"Вымогательство" - способ поведения, с помощью которого люди реализуют привычные установки, вызывая у себя отрицательные чувства, как бы требуя своим поведением, чтобы их успокаивали. Вымогательство - это обычно то, что получает инициатор игры в ее конце. Так, например, обильные жалобы клиента направлены на получение эмоциональной и психологической поддержки со стороны окружающих.

"Запреты и ранние решения" - одно из ключевых понятий, означающее послание, передающееся в детстве от родителей к детям из "эго-состояния" "Ребенок" в связи с тревогами, заботами и переживаниями родителей. Эти запреты можно сравнить с устойчивыми матрицами поведения. В ответ на эти послания ребенок принимает то, что называется "ранние решения", т.е. формулы поведения, вытекающие из запретов. Например, "Не высовываться, надо быть незаметным, а иначе будет плохо". - "А я буду высовываться".

"Жизненный сценарий" - это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Он включает в себя:
родительские послания (социальные нормы, запреты, правила поведения). Дети получают от родителей вербальные сценарные сообщения как общего жизненного плана, так и касающиеся различных сторон жизни человека: профессиональный сценарий, сценарий женитьбы-замужества, образовательный, религиозный и т.д. При этом родительские сценарии могут быть: конструктивными, деструктивными и непродуктивными;

  • ранние решения (ответы на родительские послания);
  • игры, которые реализуют ранние решения;
  • вымогательства, которыми оправдываются ранние решения;
  • ожидание и предположение того, чем закончится пьеса жизни.

"Психологическая позиция или основная жизненная установка" -совокупность основных, базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Выделяют следующие основные позиции:

  1. "Я благополучен - ты благополучен".
  2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен".
  3. "Я неблагополучен - ты благополучен".
  4. "Я благополучен - ты неблагополучен".

1. "Я благополучен - ты благополучен" - это позиция полного довольства и принятия других. Человек находит себя и свое окружение благополучным. Эта позиция удачливой, здоровой личности. Такой человек поддерживает добрые отношения с окружающими, принят другими людьми, отзывчив, вызывает доверие, доверяет другим и уверен в себе. Такой человек умеет жить в изменяющемся мире, внутренне свободен, избегает конфликтов и не тратит время на борьбу с самим собой или с кем-то из окружающих. Человек с такой позицией считает, что жизнь каждого человека стоит того, чтобы жить и быть счастливым.

2. "Я неблагополучен - ты неблагополучен". Если человек был окружен вниманием, теплом и заботой, а затем в силу каких-то жизненных обстоятельств отношение к нему радикально меняется, то он начинает ощущать себя неблагополучным. Окружение также воспринимается в негативном ключе.

Эта позиция безнадежного отчаяния, когда жизнь воспринимается бесполезной и полной разочарований. Такая позиция может складываться у ребенка, лишенного внимания, заброшенного, когда окружающие безразличны к нему, или у взрослого, который понес большую утрату и не располагает ресурсами для собственного восстановления, когда окружающие отвернулись от него и он лишен поддержки. Многие люди с установкой "Я неблагополучен - ты неблагополучен" проводят большую часть жизни в наркологических, психиатрических и соматических стационарах, в местах лишения свободы. Для них типичны все нарушения здоровья, вызванные саморазрушающим поведением: непомерное курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами. Человек с такой установкой считает, что и его жизнь и жизнь других людей вообще ничего не стоит.

3. "Я неблагополучен - ты благополучен". Человек с негативным образом собственного "Я" отягощен происходящими событиями и принимает на себя вину за них. Он недостаточно уверен в себе, не претендует на успех, низко оценивает свой труд, отказывается брать на себя инициативу и ответственность. Он ощущает себя полностью зависимым от окружающих, которые представляются ему огромными, всесильными, благополучными фигурами. Человек с такой позицией считает, что его жизнь немногого стоит в отличие от жизни других, благополучных людей.

4. "Я благополучен - ты неблагополучен". Эта установка надменного превосходства. Данная фиксированная эмоциональная установка может сформироваться как в раннем детстве, так и в более зрелом возрасте. Формирование установки в детстве может складываться по двум механизмам: в одном случае семья всячески подчеркивает превосходство ребенка над другими ее членами и окружающими. Такой ребенок растет в атмосфере почитания, всепрощения и принижения окружающих. Другой механизм развития установки срабатывает, если ребенок постоянно пребывает в условиях, угрожающих его здоровью или жизни (например, при плохом обращении с ребенком), и когда он восстанавливается после очередного унижения (или для того, чтобы просто выжить), он заключает: "Я благополучен" - чтобы освободиться от своих обидчиков и тех, кто не защитил его "Ты не благополучен". Человек с такой установкой считает свою жизнь весьма ценной и не ценит жизнь другого человека.

Трансактный анализ включает:

  • Структурный анализ - анализ структуры личности.
  • Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
  • Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу -выигрышу.
  • Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Особо выделяются две проблемы:

  1. контаминации, когда смешиваются два разных "эго-состояния",
  2. исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.

В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).

Цели коррекции . Главная цель - помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, "эго-состояний" и при необходимости принятие новых решений, относящихся к поведению построения жизни. Сущность коррекции заключается в том, чтобы освободить человека от выполнения навязанных программ поведения и помочь ему стать независимым, спонтанным, способным к полноценным отношениям и близости.

Идея психотерапевтической помощи человеку состоит в освобождении его от скриптов. Это осуществляется путем:

  • осознания самого факта их наличия;
  • принятия (вопреки скриптам) расторможенного, искреннего поведения;
  • формирования независимости.

Целью также является достижение клиентом независимости и автономии, освобождение от принуждения, включенность в настоящие, свободные от игр взаимодействия, допускающие откровенность и близость.
Конечная цель - достижение автономии личности, определение своей собственной судьбы, принятие ответственности за свои поступки и чувства.

Позиция психолога . Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.

Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.

Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.

Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.

Психотерапевтический успех достигается в том случае, когда между тремя эго-состояниями устанавливается полная гармония, уравновешенность.

Трансактный анализ находит шикорое применение в психологических тренингах, позволяющих лучше осознать себя и структуру своей личности, улучшить взаимодействие с другими, увидеть те маниипуляции, которые успешно применяют другие по отношению к собеседникам

Техники

  1. Техника семейного моделирования включает в себя элементы психодрамы и структурного анализа "эго-состояния". Участник группового взаимодействия воспроизводит свои трансакции с моделью своей семьи. Проводится анализ психологических игр и вымогательств клиента, анализ ритуалов, структурирование времени, анализ позиции в общении и, наконец, анализ сценария.
  2. Трансактный анализ. Очень эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.