Как правильно общаться с налоговой инспекцией? Налоговая не сможет доначислить вам налоги из-за недоимок партнера Как договориться с налоговой.

Уж сколько раз твердили миру, что договариваться с инспекторами – дело опасное. Однако некоторые налогоплательщики все еще верят, что «налоговые сделки» возможны. Об одном таком налогоплательщике мы поговорим сегодня, основываясь на анализе проигранных им дел № А56-29434/2010 и № А56-8112/2010 . Сразу отметим: налогоплательщику не удалось доказать в судах самого факта «налоговой сделки», поэтому окончательный вывод о произошедших событиях делать читателям рассылки. Но со слов «пострадавшего» дело обстояло так.

Необычное приглашение и заманчивое предложение

В ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщик был приглашен в инспекцию официальным письмом со странной формулировкой - для обсуждения вопросов взаимодействия налоговых органов и налогоплательщика, а также – для «принятия оперативных решений при возникновении ситуаций, имеющих значительные последствия для бюджета». Заинтересованная столь непонятным приглашением организация направила своего финансового директора в налоговый орган, где состоялось заседание ситуационного центра под председательством начальника инспекции.

На заседании обсуждались предварительные результаты налоговой проверки, в ходе которого представителю налогоплательщику было сообщено, что примерно десять его контрагентов-комиссионеров являются недобросовестными налогоплательщиками, в связи с чем налоговые доначисления составят примерно 500 млн. руб. Одновременно поступило предложение: чтобы налоговая проверка не затронула законопослушного налогоплательщика, ему надо уплатить в бюджет 71 млн. руб. в добровольном порядке со ссылкой на Концепцию выездных налоговых проверок, утвержденную приказом ФНС России от 14.10.2008 года № ММ-3-2/ 333@.

Именно это и предложили сделать налоговики, пообещав (по словам налогоплательщика), что при выполнении данного условия организация будет признана добросовестной и освобождена от каких-либо налоговых претензий по итогам выездной налоговой проверки. При этом они убедили финансового директора, что такая налоговая сделка носит законный характер. Если же сделка не будет исполнена, налогоплательщика ожидает выставление инкассового поручения на 500 млн. руб. и приостановка операций по счетам.

Принял предложение, пеняй на себя

Из-за сильнейшего давления со стороны инспекции налогоплательщик согласился на предлагаемую сделку и подал уточненную декларацию по налогу на прибыль на требуемую сумму, «сдав» двух комиссионеров и исключив их вознаграждение из налоговой базы. Однако тут же к финансовому директору поступил звонок от проверяющих, которые сообщили, что сделка остается в силе, но только в случае, если будет уплачено 79,5 млн. рублей. Чтобы выполнить это условие, налогоплательщику пришлось сделать «липовые» справки по суммам комиссионного вознаграждения, выплаченных ряду комиссионеров, и подать еще одну уточненную декларацию. Уплатив налог на прибыль по «уточненкам», организация стала ожидать «признания добросовестности», т.е. положительного решения по итогам проверки.

Примерно через девять месяцев ребенок родился: был составлен Акт выездной налоговой проверки, в котором налогоплательщик к своему ужасу обнаружил доначисления примерно на сумму 1,8 млрд. рублей! Особенно его потрясло то, что инспекция не просто не выполнила своих обещаний, но и положила в основу акта данные искаженных справок о комиссионном вознаграждении, которые были составлены и переданы ей для увеличения суммы доначислений с 71 млн. руб. до 79,5 млн. руб.

Получив решение по итогам проверки на ту же сумму, возмущенный налогоплательщик тут же обратился в инспекцию о возврате сумм, уплаченных по налоговой сделке, но получил отказ со ссылкой на то, что он самостоятельно принял решение изменить свои налоговые обязательства. Однако налогоплательщик не сдался и обратился в суд.

К чему привели судебные разбирательства?

В суд пришлось идти с двумя исками, во-первых, оспаривать решение, принятое по итогам проверки, во-вторых, оспаривать отказ в возврате излишне уплаченного налога на прибыль. Поскольку разбирательства по первому делу были отложены до того момента, пока не решится вопрос по налоговой сделке, налогоплательщик направил все свои усилия на доказывание факта существования налоговой сделки и ее невыполнение инспекцией.

Понятно, что этот суд был проигран. Налогоплательщику не удалось доказать, что имела место налоговая сделка, тем более, действующее законодательство такого понятия не содержит. Суды всех инстанций сочли недоказанным, что спорные уточненные декларации были поданы в налоговый орган под давлением с его стороны. Инспекция настояла на том, что предложение по подаче таких деклараций носило всего лишь рекомендательный характер, налогоплательщик самостоятельно и добровольно уточнил свои налоговые обязательства, а ни о какой иной сделке речи не шло. Следствием стал проигрыш и по основному делу, где речь шла о 1,8 млрд. рублей.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

"Российский налоговый курьер", 2015, N 4

Самые несговорчивые инспекторы сидят в "камералке".

Отпуск директора даст отсрочку при истребовании документов.

Смена бухгалтера убедит инспектора провести сверку.

Периодических встреч с налоговыми инспекторами не избежать любой компании. Чаще всего общаться с налоговиками приходится не по самым простым и приятным поводам. Такая уж у них работа - что-то хотеть и требовать от налогоплательщиков.

К сожалению, часто беседа с проверяющими связана с пропуском срока уплаты налога или представления документов. Или призвана выявить причину возникновения налоговой задолженности. В результате главбуху или директору нередко приходится уповать на высокие чувства инспектора, который может "войти в положение" и помочь привести в соответствие налоговые обязательства.

Совместно с практикующими налоговыми экспертами (список приведен во врезке ниже) мы выяснили, какие действия сотрудников организации благоприятно скажутся на взаимоотношениях с инспекторами и как это повлияет на налоговую репутацию компании.

1. Проще всего договориться с инспектором

из отдела по работе с налогоплательщиками

По мнению большинства опрошенных экспертов (43%), сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками являются самыми добрыми и жалостливыми. Специфика работы предполагает ежедневное и непосредственное общение с представителями компаний. Бухгалтерам приходится бороться с придирками к направленным письмам, заявлениям и жалобам. А уж какие дискуссии разворачиваются на сверке расчетов!

Второе место и 32% голосов достались отделу урегулирования задолженности. Информация о недоимке и переплате, числящаяся в лицевых счетах инспекции, зачастую необъективна. Периодическая смена программного обеспечения, "подвисший" сервер, миграция компаний по регионам, ручной ввод деклараций вкупе с ошибками самих компаний заставляют "недоимщиков" выставлять требования и взыскивать порой виртуальные долги. Мария Лисицына, эксперт по налогообложению ООО "Консультант: ИС", пояснила, что одним из способов урегулирования налоговой задолженности является добровольное погашение недоимки по налогам. Значит, сотрудники отдела урегулирования задолженности привыкли к тому, что с ними пытаются договориться и решить проблемы мирным путем.

Как и следовало ожидать, контрольный блок оказался в конце рейтинга. "Выездники" набрали 16% голосов и заняли третье место. По мнению Надежды Абакумовой, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница", им мешает проявлять человеколюбие вышестоящее руководство. Инспекторы начинают проверку, имея негласный конкретный план - сколько нужно доначислить. В частности, как нам пояснил сотрудник одной из московских инспекций, несколько лет назад в Москве была установлена планка по выездным налоговым проверкам в размере не менее 1 млн руб. доначислений.

Правда, Денис Скрябин, управляющий партнер юридической фирмы "Скрябин и партнеры", отметил, что с выездным отделом приходится договариваться чаще всего. Так как именно от сговорчивости таких специалистов зависит доначисление налогов. Более того, "выездники" зачастую сами предлагают те или иные варианты решения проблемы, если понимают, что выявленную ошибку налогоплательщик сможет исправить на этапе обжалования результатов проверки и бюджет все равно не получит спорную сумму. Бывают случаи, когда инспекторы сами предлагают показать в "уточненке" недоплату и добровольно ее уплатить, а спорную сумму начисленного налога не включают в акт проверки. Получалось, что и проверяющие свой план выполнили по выявленным недоплатам в бюджет, и налогоплательщик обошелся "малой кровью".

Сговорчивость сотрудников отдела камеральных проверок эксперты оценили ниже всего, отдав им 9% голосов. У "камералов" меньше поле для маневра - в основном они работают с документами. Поэтому успех ждет те компании, которые, например, постоянно подтверждают экспортную ставку 0% по НДС или заявляют льготы.

Диаграмма 1

2. Инспекторы - женщины пенсионного возраста

идут на контакт с налогоплательщиками

чаще остальных своих коллег

Как показали результаты опроса, старожилы инспекции больше расположены к компромиссам (53%). Они имеют за плечами многолетний опыт работы и отлично понимают, когда можно сделать поблажку налогоплательщику, а когда это делать опасно. Как отметил Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО "Консультационно-аудиторская фирма "ИНВЕСТАУДИТТРАСТ", женщины пенсионного возраста уже не имеют таких амбиций и потребности самоутвердиться, как их более молодые коллеги. Причем их скорее разжалобят житейские обстоятельства (сложные условия для работы или обстоятельства личной жизни главбуха), чем причины, связанные со сложностями бизнес-процессов. К такому инспектору легче найти подход и расположить к себе, расспросив о детях и внуках, домашних питомцах, поговорив о рассаде, похвалив ее бусики, пожаловавшись на начальника, на круглосуточную работу без выходных и т.п.

Денис Скрябин также советует попытать счастья в урегулировании налоговых проблем в беседе с инспектором в возрасте. У них отсутствует особое рвение наказать и привлечь к ответственности, которое присуще молодым сотрудникам, недавно начавшим профессиональную деятельность в налоговых органах, и начальникам отделов. При этом и начальник, и молодой сотрудник зачастую опасаются идти на переговоры с компанией, так как не хотят подозрений в коррупции.

29% экспертов предпочли бы общаться напрямую с начальниками отделов. Руководитель точно знает свои полномочия и понимает, на какие уступки налогоплательщику он может пойти без ущерба для репутации и без потерь для бюджета. Дмитрий Ширяев, руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы "Уральский союз", отметил, что к компромиссам чаще приводят не уговоры, а убеждение. Поэтому легче добиться желаемого от более компетентного сотрудника. Обычно это начальники отделов средних лет. Возрастное ограничение обусловлено тем, что молодой начальник еще может не знать всех нюансов работы, а инспектор со старым, иногда еще советским, подходом вряд ли пойдет навстречу.

Заходя в кабинет инспектора, избегайте молодых сотрудников, недолго работающих в инспекции. Виной всему - попытки проявить себя или страх перед руководством. Наталия Мезенцева, начальник отдела налоговой отчетности коммерческого банка, объяснила это тем, что молодые сотрудники, как правило, амбициозные люди, нацеленные на карьеру. Делать поблажки налогоплательщикам не в их интересах. Для таких инспекторов важна любая выявленная ими ошибка. Ведь чем они эффективнее проявят себя при проверке компании, тем больше у них шансов на продвижение по службе. А выявленные поблажки налогоплательщикам могут быть расценены как попытки взяточничества.

Диаграмма 2

3. Разбирая с контролерами допущенные ошибки в учете,

лучше занять позицию профессионала

Если налоговики нашли ошибки, лучше всего занять позицию опытного профессионала, который не понимает, как он мог такое допустить. И попытаться доказать инспектору, что ошибка - совершенно случайно возникшее недоразумение. Практика показывает, что к такому бухгалтеру инспектор отнесется с большим уважением и доверием и при отсутствии других нарушений в учете поверит ему. Такой тактики придерживается 81% опрошенных экспертов.

Действительно, всегда приятно пообщаться с умным человеком - профессионалом своего дела. Двум профессионалам легче договориться и понять друг друга. А на ошибки имеет право каждый. Поэтому Сергей Рюмин посоветовал главбуху при беседе с инспектором не прикидываться неопытным сотрудником, который совершает глупые ошибки. Это может вызвать лишь раздражение. Ошибка же профессионала, который еще в ходе беседы покажет свою грамотность, наоборот, приведет к пониманию.

Но 19% респондентов предлагают разыграть перед инспектором неопытного новичка. Причем далеко не всегда речь идет про отсутствие именно бухгалтерского опыта. Бухгалтеры часто ошибаются при переходе на новое ПО. Например, бухгалтер много лет работал в программе "1С", а на новом месте работы установлена программа SAP. Наталья Шамонова, аудитор ООО "Группа Финансы", отметила, что, по мнению налоговиков, бухгалтер-профессионал не должен допускать ошибок. Если все же ошибка закралась, с ней надо разобраться быстро. А вот ошибки молодых специалистов неизбежны из-за недостатка опыта. Кроме того, аргументом в пользу начинающего главбуха будет незнание нюансов и специфики деятельности компании. В частности, если ранее бухгалтер вела учет торговой компании, а теперь работает в сфере строительства.

Если становится понятно, что проверяющий решительно настроен наказать налогоплательщика и считает себя профессионалом в налоговом праве и бухгалтерском учете, то лучше не провоцировать его. А направить к нему начинающего сотрудника, который проявит интерес к опыту инспектора и поинтересуется, как все недочеты или хотя бы часть ошибок можно исправить без существенных налоговых последствий.

Диаграмма 3

4. Презентабельный вид не всегда красит посетителя

в глазах инспектора

Абсолютное большинство экспертов (68%) сошлось во мнении, что выставлять напоказ дорогие вещи и аксессуары не нужно. Так как потом будет сложнее убедить инспектора, что "налогоплательщику и так тяжело живется, а еще эта налоговая проверка...". Достаточно прийти в аккуратной и комфортной одежде. Гораздо важнее - грамотно построить беседу с инспектором и аргументированно изложить свою позицию.

Наталья Шамонова напомнила, что инспекторы - служащие бюджетного учреждения. И зачастую их заработная плата ниже, чем доход бухгалтера средней компании. Поэтому целесообразно не раздражать инспектора дорогим внешним видом.

Правда, 32% опрошенных считают, что прибедняться при явке в инспекцию также не стоит. Евгения Левенец, старший аудитор компании "2К Аудит - Деловые консультации/Морисон Интернешнл", считает, что деловой костюм, портфель и сдержанный макияж всегда выигрывают по сравнению с внешним видом "казанской сироты", настраивают на деловой лад и вызывают уважение. Вместе с тем подобный стиль одежды требует и определенного поведения, в том числе и от инспектора. В результате велика вероятность возникновения взаимного уважения, а не зависти со стороны сотрудника инспекции и "прогибания" компании.

Как пояснила Наталия Мезенцева, выбор внешнего вида зависит от цели визита. Если предстоит встреча с рядовым инспектором, лучше одеться скромно, возможно, даже в стиле casual (джинсы и свитер). Если же предстоит встреча с руководителем инспекции, уместным будет смотреться деловой костюм. Особенно если беседовать с руководителем собирается директор компании. Правда, золотые запонки при нулевых суммах налогов в карточке расчетов с бюджетом будут смотреться весьма подозрительно. И инспектор, вероятнее всего, заинтересуется, на какие доходы (обложенные налогом или нет) гендиректор приобрел дорогие швейцарские часы.

Диаграмма 4

5. Отсрочить дату представления пояснений удастся,

если директор компании находится в отпуске за границей

54% экспертов сошлись во мнении, что отсутствие директора инспекторы посчитают уважительной причиной для переноса срока на дачу пояснений или представление документов. Но такое отсутствие нужно подтвердить документально.

Наталья Шамонова пояснила, что подписать заверенные копии документов может только уполномоченное должностное лицо. Это или руководитель компании, или его доверенное лицо. Если директор отсутствует на рабочем месте (заболел, уехал в командировку или находится в отпуске за границей), а доверенность на право подписи отсутствует, заверить копии документов по запросу инспекции некому. В этом случае компания может направить налоговикам письмо с просьбой продлить срок представления документов и указать дату, к которой бумаги будут готовы (п. 3 ст. 93 НК РФ). Желательно приложить копию приказа о предоставлении отпуска директору. Больше половины респондентов считают, что такую просьбу проверяющие удовлетворят.

Треть опрошенных отметили, что нехватка персонала при подготовке копий бумаг - весомый аргумент для контролеров в случае непредставления документов по запросу инспекции. Также можно сослаться на отсутствие технических возможностей для подготовки копий (сломался ксерокс, документы в архиве, а архив далеко, документы переданы на проверку аудиторам и пр.). Эти доводы также лучше изложить в письменном виде с приложением подтверждающих документов - приказов об увольнении, штатного расписания, акта приема-передачи документов аудиторам.

Сергей Соловьев, налоговый консультант аудиторско-консалтинговой компании, поделился случаем из практики, когда компании удалось не только продлить сроки на подготовку копий истребуемых документов, но и уменьшить объем бумаг. Компания направила в инспекцию расчеты, в которых показала, что с учетом имеющихся ресурсов (копировальной техники, численности сотрудников бухгалтерии, продолжительности рабочего дня) для подготовки копий всех документов, указанных в требовании, ей понадобится около полугода.

Диаграмма 5

6. Социальная направленность деятельности компании

побудит инспектора отложить взыскание налога

до окончания сверки расчетов с бюджетом

Самым весомым аргументом для отсрочки момента взыскания недоимки до окончания сверки, по мнению экспертов, является социальная значимость предприятия. Например, градообразующие предприятия, компании, нанимающие инвалидов, оказывающие бытовые услуги населению, медицинские учреждения, организации детского досуга и пр. Но, по словам Наталии Мезенцевой, это должен быть общеизвестный факт. Кроме того, компании нелишним будет подтвердить документами и расчетами, что уплата задолженности на текущий момент поставит под угрозу выполнение каких-либо социальных программ. Например, гарантийное письмо в адрес детского дома о перечислении денежных средств на ремонт. Также следует пояснить, что в ходе сверки расчетов разногласия с налоговым органом будут урегулированы.

Четверть опрошенных считают, что на инспектора может подействовать тот факт, что ошибка возникла по вине прежнего бухгалтера. Инспектор не заинтересован взыскать задолженность, которая по факту не числится за организацией. Ведь средства придется возвращать из бюджета, да еще и с процентами. Поэтому на практике налоговики охотно идут навстречу компании и сдвигают срок взыскания по требованию до момента окончания сверки.

Кроме того, по мнению Натальи Шамоновой, после сверки может выявиться неучтенная переплата по налогам, пеням и штрафам. Это позволит произвести зачет взыскиваемого налога в счет возникшей переплаты. Тем более что налоговики хорошо знают, что часто недоимка связана с неточностями в учете именно базы проверяющих: сбои в программе, искажение сальдо, "потеря" переплаты при переходе из другой инспекции и передаче лицевых счетов, арифметические и технические ошибки при вводе данных деклараций и т.д.

В беседе с инспектором можно сослаться и на тяжелое финансовое положение организации. Ведь у инспектора нет цели - разорить компанию. Евгения Левенец отметила, что в этом случае документами, подтверждающими отсутствие финансов, могут послужить выписки с расчетного счета и бухгалтерские регистры. А вот взывать к милости инспектора мольбами "иначе директор меня уволит" бессмысленно.

Надежда Абакумова советует не объяснять отсутствие денежных средств неплатежеспособностью контрагента. Инспектор может подумать, что организация сотрудничает с единственным покупателем, и заподозрить, что она является участником схемы ухода от уплаты налогов. Целесообразнее принести выписки из банков, подтверждающие, что на расчетные счета организации давно не поступают денежные средства, поэтому взыскивать налог будет не из чего.

Диаграмма 6

7. Искреннее удивление не убедит инспектора

продлить время на исправление ошибки

Налоговики вправе самостоятельно определять, является ли то или иное обстоятельство исключающим вину налогоплательщика (пп. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ, подробнее читайте на с. 12). Опрос показал, что лучшим аргументом станет гарантийное письмо о том, что компания обязуется в ближайшее время исправить неточности в учете и погасить недоимку (67%). Во-первых, у инспектора будет на руках документ, подтверждающий, что налогоплательщик признает ошибку. Во-вторых, документ за подписью директора компании позволит инспектору обосновать перед руководством причины, по которым он продлил время на исправление ошибки и позволил налогоплательщику избежать штрафа, считает Денис Скрябин.

Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов

Налоговики не всегда признают наличие переплаты по налогам обстоятельством, смягчающим ответственность компании при возникновении недоимки. Но организации в суде удается снизить размер штрафа (Постановления ФАС Северо-Кавказского от 23.10.2013 N А32-37825/2012 , Западно-Сибирского от 10.07.2012 N А45-23284/2011 и от 03.11.2011 N А27-2692/2011 округов).

А вот уменьшить ответственность по той причине, что ранее компания не совершала налоговых правонарушений, не удается даже через суд (Постановления ФАС Северо-Западного от 14.05.2013 N А56-43173/2012 и от 08.02.2008 N А05-6875/2007 , Восточно-Сибирского от 10.07.2012 N А78-7098/2011 и Поволжского от 13.09.2011 N А55-25957/2010 округов).

Подробнее о том, какие аргументы и смягчающие обстоятельства помогут компании уменьшить ответственность за нарушение налогового законодательства, читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Топ-10 обстоятельств, ссылаясь на которые компании снижают налоговые штрафы" // РНК, 2014, N 21.

22% экспертов полагают, что вполне достаточно простого обещания, что все ошибки будут устранены. Наталия Мезенцева уточнила, что, помимо "честного слова", необходимо продемонстрировать инспектору, какие мероприятия компания уже провела для устранения ошибки и что планирует предпринять, чтобы не допускать их в будущем. Например, составление уточненной декларации, распоряжение о порядке учета операций, об усилении контроля учета, о назначении ответственного сотрудника. Если инспектор "кровожаден", то, возможно, подействует демонстративная "порка" сотрудников - увольнение, лишение премии и пр.

Сергей Рюмин предложил комплексный подход. Узнав о недочетах, директор сначала искренне удивляется. Это продемонстрирует, что ошибки неумышленные и руководство фирмы к ним непричастно. Далее ругает главбуха и дает указание срочно все исправить. Наконец, пишет письмо инспектору, в котором излагает суть проступка, перечисляет мероприятия по устранению недоразумения и указывает срок, в течение которого все будет исправлено.

Диаграмма 7

8. Инспектор охотнее пойдет навстречу гендиректору,

чем юристу или бухгалтеру

Примерно половина опрошенных экспертов (49%) считают, что инспекторы охотнее всего будут общаться с генеральным директором проверяемой компании. Особенно на комиссии по убыточности, при рассмотрении материалов налоговой проверки и возражений, на допросах, а также для решения вопроса о предоставлении отсрочки по налогам. Как правило, генеральный директор лучше всех в компании может объяснить положение дел в организации и вызывает больше доверия у инспектора. Тем более что просьба со стороны компании, выраженная руководителем, автоматически придает вес рядовому сотруднику инспекции в его собственных глазах.

По мнению Дмитрия Ширяева, руководителю предприятия будет легче добиться снисхождения. Ведь быть в положении просителя для него совсем нехарактерное поведение. Самооценка инспектора точно повысится, если с просьбой к нему обратится лицо выше его по рангу.

Наталия Мезенцева предложила заранее разузнать побольше об инспекторе, который ведет учет компании. Так, если проверяющий - мужчина, он, вероятнее всего, с благосклонностью отнесется к молодой сотруднице бухгалтерии или к генеральному директору, с которым "внезапно" оказались общие увлечения (футбол, рыбалка, гараж и т.д.).

Третье место эксперты отдали бухгалтерам в возрасте. Они могут "надавить" на инспектора уговорами о том, что ошибки в отчетности связаны с переходом на электронный учет, работать с которым немного непривычно, и просьбами из разряда "ну, пожалуйста, а то меня уволят, а мне всего год-два до пенсии продержаться надо".

По мнению экспертов, юристов в инспекциях не жалуют (8%). Евгения Левенец отметила, что юрист или номинальный директор, как правило, не особо разбирается в бухгалтерском учете или налогообложении. Поэтому инспектор охотнее пойдет навстречу сотруднику, который близок ему по возрасту, приятен в общении и достаточно компетентен в налоговых вопросах (например, молодой сотруднице финансовой службы, если инспектор сам молод), нежели импозантный юрист, разбрасывающийся громкими правовыми терминами, но мало понимающий в налоговом учете. Пусть даже юрист будет "вооружен" букетом цветов и конфетами. Правда, вариант презентабельного юриста будет иметь обратный эффект, если инспектором окажется подающий надежды амбициозный молодой специалист, стремящийся построить успешную карьеру в налоговых органах. чем с начальником отдела

Подавляющее большинство опрошенных (94%) считает, что отвлекать начальника отдела инспекции по рядовым вопросам может быть даже вредно. Сергей Соловьев отметил, что незначительные вопросы проще решить с обычным исполнителем. Руководителя незачем загружать техническими проблемами - это может вызвать лишь раздражение с его стороны, что в дальнейшем помешает решению более существенных задач.

Простой исполнитель может, например, сразу внести необходимую корректировку в карточке расчетов с бюджетом, подготовить справку о состоянии расчетов (не в последний день регламентированного срока подготовки документа, а сразу, при получении заявления), дать ознакомиться с проектом акта проверки, напомнить о возможности применить налоговую льготу. Он лучше знает свой участок работы, сколько требуется времени на те или иные действия. В идеале для контакта с налоговыми органами можно выбрать одного сотрудника компании. Общаться приходится часто, поэтому он сможет наладить не только рабочие, но и человеческие отношения с инспекторами.

Обращение к начальнику отдела может занять больше времени, если необходимую операцию начальник самостоятельно не осуществляет, а привлекает сотрудника отдела.

Мария Лисицына заметила, что рядовой сотрудник инспекции, как правило, менее принципиальный, чем его начальник. Поэтому несложный вопрос лучше адресовать ему. Простые исполнители, привыкшие каждый день работать непосредственно с налогоплательщиками, гораздо охотнее пойдут навстречу, чем их руководители.

Если же сотрудник затягивает решение каких-то вопросов и отказывается сотрудничать, в ход можно пустить обещание "пойти к начальнику отдела". Это нередко помогает, потому что многие инспекторы не хотят, чтобы начальник приобщался к решению вопросов, которые находятся в их компетенции. Надежду Абакумову, главного юрисконсульта по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница"; Наталию Мезенцеву, начальника отдела налоговой отчетности коммерческого банка; Наталью Шамонову, аудитора ООО "Группа Финансы";

Дарить или не дарить налоговикам подарки, куда обращаться в случае «беспредела» и почему сейчас вовсе не обязательно быть лично знакомым с руководителем местной ИФНС — эти вопросы до сих пор волнуют многих бухгалтеров. Клерк.ру внимательно изучил опыт коллег, а также воспользовался мнениями Михаила Брюханова, управляющего партнера БКГ «Информаудитсервис», члена экспертного совета при комитете ГосДумы по финансовому рынку и руководителя налоговой практики BMS Law Firm Давида Капианидзе.

Что случилось?

С внедрением электронных сервисов, по взаимодействию с налоговой инспекцией, отпала необходимость учитывать «человеческий фактор» и «выстраивать отношения». Тем не менее, несмотря на технологии важно знать основные правила общения с налоговыми инспекторами в частности и ИФНС вообще.

Так, а сейчас что нужно учитывать при взаимодействии с налоговиками?

Конечно, с налоговым инспектором необходимо общаться вежливо, корректно и грамотно. Налоговики — профессионалы своего дела, поэтому прежде чем отвечать на вопросы необходимо почитать Налоговый кодекс. Это позволит говорить с налоговым инспектором на одном языке. Также полезно знать, что нормы и правила для самого инспектора ФНС определены ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в главе 5 «Налогового кодекса РФ» , где говорится об ответственности налоговой инспекции и ее должностных лиц.

На телефонные звонки отвечать можно, если это общие вопросы касающееся деятельности без углублений. Например, можно ответить на вопрос по договору о том, что там была услуга или товар. Чем занимается фирма, как происходит деятельность.

Во всем остальном в обязательном порядке получения требования и официальный на него ответ.

Также необходимо разграничивать понятие камеральной налоговой проверки и выездной. В обоих случаях, они могут требовать только те документы, которые имеют отношения к правильности исчисления налога и бухгалтерского учета. Например, в ходе камеральной проверки, они могут запрашивать документы только по конкретному налогу и не более. Например, если это НДС, то они имеют право запросить договор счет-фактуру. А вот, например, ведомость по зарплате запрашивать не имеют права.

Нужно ли познакомиться с руководителем своей налоговой инспекции для налаживания «личных отношений»?

Надо понимать, что даже в небольшом городе в налоговой инспекции состоят на учете сотни юридических лиц. У руководителя налоговой инспекции зачастую просто не найдется времени для общения с Вами. Вместе с тем руководители налоговых инспекций принимают по вопросам, определенных их компетенцией. Например, к руководителю ИФНС имеет смысл обратиться при необходимости получения копии протокола допроса, а также по вопросам исполнения его подчиненными своих обязанностей. Руководители налоговых инспекций стараются сохранять ровные и профессиональные отношения со всеми посетителями.

Существуют ли какие-то хитрости в общении с инспекторами ФНС?

Самая главная хитрость в общении с инспектором ИФНС — Ваше знание налогового, гражданского законодательств и основ бухгалтерского учета. Чтобы вопросы инспектора не казались Вам странными, лучше на опрос и беседу с инспектором пригласить Вашего бухгалтера.

Можно дать ряд советов, но они не являются панацеей. При получении решения налоговой инспекции о необходимости проведения проверки вашей компании, нужно его тщательно изучить и постараться своевременно ликвидировать возможные недочеты.

В случае возникновения вопросов и пожеланий к инспекторам, нужно их обязательно высказать в письменном виде. Это вообще универсальное правило — все взаимоотношения с налоговыми органами и их представителями фиксировать документально.

Назначить ответственного за проведение проверки со стороны предприятия, который будет общаться с проверяющими, и следить, чтобы персонал фирмы не говорил лишнего. Это важно: отвечайте только на заданные вопросы, недопустимы никакие комментарии не по делу.

Разговаривая с инспектором, тщательно обдумывайте свои ответы, не обязательно спешить с их формулировками, лучше всегда брать паузу в несколько секунд.

Фиксировать все нарушения, допущенные самими инспекторами во время проверок в специальных актах, которые подпишут сразу несколько человек — сотрудников компании.

Не бояться спорить с налоговым инспектором, конечно, делать это тактично и вежливо.

Обязательно помните, что все сомнения всегда должны трактоваться в пользу налогоплательщика, а не наоборот.

А нужно ли дарить инспектору подарки?

Налоговые инспекторы равнодушны к подаркам. Надо понимать, что Ваш подарок может просто смутить инспектора. В крайнем случае — можно дарить им сувениры с корпоративной символикой. Точно такие же, как вы дарите своим партнерам и клиентам.

Существует ли сейчас, в условиях внедрения электронных сервисов, проблема общения бизнеса и налоговой инспекции?

С внедрением электронных сервисов эффективность коммуникации с налоговой инспекцией только возросла. На все запросы по камеральным проверкам налоговики могут получить ответы удаленно через систему электронного обмена, акты сверок и справки из налоговой можно также заказывать удалённо.

Краткая памятка от искушенных

Пользователь Клерк.ру titova-tlt составила свой список борьбы с излишним вниманием от ФНС. По мнению редакции Клерка в списке есть сомнительные советы, однако это довольно интересный опыт:
Что делаю я (ред: titova-tlt ):

  • Никогда не предоставляю документы повторно в ФНС (веду реестр предоставленных документов) — это законное право и надо им пользоваться. С отказом с моей стороны — проблем не было.
  • Без ИНН контрагента, так и пишу: прошу предоставить конкретное ИНН т. к. доков много.
  • На рассылки не реагирую, вебинары, семинары и другая бредятина которую шлют всем (не лично ООО).
  • Если требования дублируют друг друга (по НДС и прибыли) звоню инспектору и наезжаю. Кстати, вышестоящая ФНС реагирует на повторные требования — это сигнал несинхронности ФНС, а такого быть не должно.
  • Блокировка счетов. Общаюсь с отделом недоимки — после жалоб просто так не блокируют, а внимательно смотрят на суммы. Правда, недавно одному знакомому буху заблокировали счет за 60 копеек.
  • На всякие хотелки (пришлите книгу покупок в Excel-нам так удобно в ФНС) не реагирую и прошу официальное письмо. Надо делать лучше как себе, а не как ФНС, т. к. никакой exsel НК не предусмотрен.
  • ФНС умудряется терять (не регистрировать) заявления (у меня недавно потеряли на НДФЛ по ТКС отправляла) — жалоба на бездействие, уведомления на УСН (судебная практика в пользу налогоплательщика).
  • На телефонные звонки ФНС не реагирую. Им запрещено звонить на рабочий (коррупция и прочее) — только письма. Вот пусть письма и шлют.
  • При выездной соглашаюсь на проверку только на территории ФНС. Из практики проверка проходит быстрее и спокойнее. ФНС это не любит (надо потянуть и на проверке посидеть с полгода), а кому сейчас легко?
  • При выездной предоставляю доки в последний день. Это хорошо мне (т. к. срок идет с момента предоставления мне Решения о выездной) и без реестра ничего не ношу.
  • Если вижу, что начинается беспредел словесный со стороны ФНС — записываю разговор.
  • Для проверяющих завели журнал проверок и провели инструктаж (правда еще никто не пришел) но это вселяет уверенность, что приходящих проверяющих остудит пыл: когда вам корочку в лицо, мол «Проверка»… А вы в ответ — «Такс, давайте я вас запишу и копию удостоверения сниму…..» Вот здесь распишитесь, что вы у нас были.
  • Если честно не люблю жаловаться, но в свете беспредела ФНС (куча требований, пояснений, объяснений, доков, потери заявлений и прочего) остается писать жалобы, чтоб не кошмарили. А то, как нам, так сразу оштрафуем, заблокируем счет.
На заметку:

ФНС: общение с налогоплательщиками должно стать полностью бесконтактным. Об этом сообщил глава налогового ведомства Михаил Мишустин. По его словам Налоговая служба давно работает над развитием и внедрением новых технологических решений. На сайте ФНС работают 47 электронных сервисов, которые ориентированы на все категории плательщиков. «Открыта линейка „личных кабинетов“, в которых зарегистрированы более 23 миллиона физлиц, почти 500 тысяч индивидуальных предпринимателей, свыше 200 тысяч компаний. Сервисы позволяют решить в режиме онлайн практически все вопросы по налогам», — сказал глава ведомства.

С 2017 года ФНС вводит новый онлайн сервис «НДС офис» для удаленного взаимодействия между иностранными организациями и российскими налоговыми органами. Он будет предназначен для иностранных интернет-компаний, оказывающих электронные услуги российским потребителям, и охватит весь цикл взаимодействия: от постановки на учет в налоговом органе до сдачи декларации и проверки статуса расчетов с налоговым органом.

В конце ноября 2016 года сайт ФНС получил премию Рунета 2016 в номинации «Государство и общество». Эта награда, которую присуждают по решению почти тысячи экспертов, уже признана национальным признанием в области высоких технологий и интернета.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.